Гуситская революция, Династия Габсбургов, Битва у Белой Горы
Чехия весьма успешно развивалась в 13 в., во времена правления Пржемысла II Отакара из династии Пршемысловичей, и достигла пика своего развития при Карле IV Люксембургском в 14 в. Гуситское движение, развернувшееся в следующем столетии, отражало подъем национальных, религиозных и социальных сил чешского народа. В 16 в. началась эпоха Габсбургов; религиозный и политический конфликт между Габсбургами и чехами начался в 1618 и нашел выражение в известном столкновении в Праге, когда представители католической Габсбургской монархии были выброшены из окна замка чешскими протестантами. Наивысшей точки конфликт с Габсбургами достиг в 1620, в битве у Белой Горы близ Праги.
Гуситская революция
Сыну Карла Четвертого Вацлаву Четвертому пришлось столкнуться с экономическими трудностями и недовольством беднейшего населения Праги. Кроме того, всеобщее негодование вызывали роскошь и распутный образ жизни духовенства. В 1402 году проповедник реформаторского толка Ян Гус начал публично обличать пороки церкви, и у него появилось множество сторонников среди чехов. Однако духовенство приговорило его к смертной казни, и 6 июля 1415 года Ян Гус был сожжен в швейцарском городе Костнице. Его казнь вызвала общенациональное восстание - отряды вооруженных гуситов стали разрушать монастыри. Преемнику Вацлава Четвертого Зикмунду не удалось вернуть страну к католической вере: гуситы под руководством Яна Жижки и Прокопа Голого сопротивлялись более 20 лет. Эта революция, продолжавшаяся до 1437 года, оставила глубокий след в истории страны. В 1458 году новый король Иржи с Подебрад попытался достичь национального примирения. После его смерти трон перешел к польской династии Ягеллонов, проводивших сходную политику. При Ягеллонах страна возрождается из пепла - начинается эпоха расцвета чешского гуманизма и культуры.
Династия Габсбургов
В 1526 году новым королем Богемии становится австрийский эрцгерцог Фердинанд Первый Габсбург. Эта династия будет править страной вплоть до 1918 года. Фердинанд способствовал распространению в Праге искусства и культуры Возрождения. Однако при нем город перестал быть столицей, и лишь сменивший на троне Рудольф Второй перебрался в Прагу со своим двором. Царствование Рудольфа сделало Прагу гуманистическим культурным центром Священной Римской империи, при его дворе, который отличатся крайней религиозной терпимостью, работали изгнанные из других стран Джордано Бруно, Тихо Браге, Иоганн Кеплер, процветали ремесла и искусство. Именно в этот период в Праге жил легендарный раввин Иегуда Лев - маг, колдун и чернокнижник, создавший Голема. Конец процветанию положила Тридцатилетняя война.
Битва при Белой Горе
Политические и религиозные конфликты привели к взрыву: 23 мая 1618 года протестанты ворвались в Пражский Град и выбросили из окна трех должностных лиц. Этот инцидент стал одним из поводов к началу Тридцатилетней войны - протестантская Богемия восстала против католической Австрии. В 1620 году Габсбургам удалось победить в битве при Белой горе. 21 июня 1921 года вожди мятежников были казнены. Это поражение имело тяжелейшее последствие для страны: 30 лет войны стали началом так называемой темной эпохи , которой было суждено завершиться только в 1918 году - с появлением Чехословакии.
В этот период чешский язык отступает перед натиском немецкого - к немцам переходят все ключевые посты в государстве, и они же занимают лидирующее положение в экономике. Не желая подвергаться преследованиям и дискриминации, многие чешские дворяне и интеллигенты покидают страну, которая лишается и материальных, и духовных ценностей.
Победа Габсбургов означала уничтожение всех оппозиционных сил и поставила под вопрос само существование чешской нации. Религиозные и политические преследования вынудили многих представителей дворянства, духовенства и других верхних слоев общества эмигрировать, а их имениями завладели приверженцы Габсбургов, в том числе иноземцы: немцы, испанцы и итальянцы. Словакам, попавшим под власть Венгрии, было немногим лучше, поскольку, в отличие от Чехии, Моравии и Чешской Силезии, ставших по существу провинциями Габсбургской монархии, но все-таки сохранивших национальное самосознание, они подвергались культурной ассимиляции. В 18 в., в период просвещенного абсолютизма, начал укрепляться местный патриотизм и были заложены основы возрождения чешской нации.
Национальное пробуждение чешского народа началось как движение небольших, преимущественно дворянских групп населения, вызванное отчасти естественным интересом к истории своей страны, а отчасти и желанием защитить исторические права чехов от Габсбургов. Патриотически настроенные дворяне поддерживали стремление к изучению чешской истории, археологии и литературы, но их основная цель заключалась в создании чешского литературного языка на основе унификации местных диалектов.
Еще одним мощным импульсом для национального возрождения Чехии стал европейский романтизм, с его интересом к народной культуре. Во время наполеоновских войн Габсбурги взывали к патриотизму чешского народа в своем стремлении консолидировать антифранцузские настроения.
Читайте: |
---|
Легенды Чехии:
Вышеградские легендыЛегенда о Либуше Интересна также судьба другой древнечешской легенды о князе Кроке и его трёх дочерях, одной из которых была извес... |
Период от 1620 до Первой мировой войны. Первая МироваяПобеда Габсбургов означала уничтожение всех оппозиционных сил и поставила под вопрос само существование чешской нации. Религиозные и ... |
More in: История и легенды |