Фердинанд Лауб
Ученик А. Мильднера. Возглавлял квартет Русского музыкального общества.
В 1848-1864 гг. работал в Вене, Веймаре, Берлине. Профессор Московской
консерватории (1866-1874). Автор многочисленных пьес для скрипки.
П. И. Чайковский называл Лауба «скрипачом-титаном». В. Ф. Одоевский
причислял его к «истинным художникам» и противопоставлял многочисленным
салонным виртуозам с их бессодержательной «эффектной» игрой. «Все, чего
бы ни касался он, оживало в его руках как произведение большого
искусства, источником которого была человеческая душа, — писал о Лаубе
один из критиков.
Фердинанд Лауб родился 19 января 1832 года в Праге. Отец скрипача,
Эразм, профессионал-музыкант, стал первым учителем сына. Уже в шесть лет
состоялось первое выступление Фердинанда в частном концерте с вариациями
Берио. Из-за малого роста его пришлось поставить на стол! Спустя два
года он дает свой первый публичный концерт, и с этих пор начинаются его
концертные поездки по Чехии и Моравии. Знаменитый норвежский скрипач Уле
Булль, к которому однажды привели мальчика, пришел в восторг от юного
дарования. Булль предсказал Фердинанду блестящую будущность. Вскоре
последовали концерты Лауба и в различных австрийских городах.
Выступая в Праге, юный скрипач заинтересовал известного скрипача и
педагога М. Мильднера, который вызвался бесплатно обучать талантливого
ребенка. А в 1843 году Лауб поступил в класс профессора Мильднера в
Пражской консерватории. В 14 лет он ее блестяще закончил. Еще в период
занятий в консерватории Лауб восхитил своей игрой известного моравского
скрипача Эрнста, а также выдающегося французского композитора Берлиоза,
уговаривавшего Лауба отправиться с ним в Париж. Неудивительно, что
окончив консерваторию, он не испытывал недостатка в концертах.
Однако после пражского восстания 1848 года, подавленного австрийскими
властями, в стране воцарился террор. Вместе со многими другими
патриотами Фердинанд оказывается в вынужденном изгнании. Два года он жил
в Вене, где играл в оперном оркестре, занимая в нем положение солиста и
концертмейстера. Кроме того, Лауб совершенствовался в теории музыки и
контрапункте у чешского композитора Шимона Сехтера.
В 1859 году Лауб переезжает в Веймар, где занял место Йозефа Иоахима,
отбывшего в Ганновер. Здесь Лауб постоянно общался с Листом, который
высоко ценил его как исполнителя. «Нет сомнения в том, — пишет один из
известных чешских биографов Лауба профессор Йозеф Зубаты, — что общение
Лауба с Листом, с которым он, находясь в Веймаре, часто играл и который
высоко ценил мастерство Лауба, должно было иметь большое влияние на
развитие его артистического мышления и чувства, очень остро
воспринимавшего все значительное в музыке».
В Веймаре Лауб подружился со Сметаной, всецело разделяя его
патриотические чаяния и надежды. Из Веймара Лауб часто ездил с
концертами в Прагу и другие города Чехии.
Там же в Веймаре в 1854 году Лауб женился на Анне Мареш. Он познакомился
с ней в Новой Гуте, в один из приездов на родину. Незаурядная певица
Анна Лауб часто гастролировала с мужем. Она родила пятерых детей, двух
сыновей и трех дочек, и стала ему преданнейшим другом. С 1885 года до
конца своей жизни в 1899 году Анна преподавала пение в Музыкальном
училище Московского филармонического общества.
В 1856 году Лауб переезжает в Берлин. Он занимает должность «камерного
виртуоза», время от времени выступает с сольными концертами, организует
трио, квартет. Кроме того, музыкант дает уроки игры на скрипке. Он часто
отлучается в концертные поездки.
Не забывает Лауб свою родину. Проводя в Чехии летние месяцы, он много
концертирует, выступает в благотворительных концертах, организуемых
чешскими национальными культурными организациями.
Мастерство Лауба уже тогда вызывало восхищение крупнейших музыкантов
мира. Но в начале 1850-х годов в его игре отмечалась главным образом
виртуозность. В письме к брату в Лондон в 1852 году Иоахим писал
«Поразительно, какой блестящей техникой обладает этот человек; для него
не существует никаких трудностей». Репертуар Лауба в это время заполнен
виртуозной музыкой концерты и фантазии Баццини, Эрнста, Вьетана. Позже
он сконцентрировался на классике.
С 1859 года начинается шесть лет неустанной и триумфальной концертной
деятельности. Лауб дает концерты в Германии, Бельгии, Голландии, Англии
и других странах. Огромным успехом сопровождалось его блестящее турне с
известной певицей Аделиной Патти.
До 1865 года Лауб живет в Вене. «Королю скрипачей Фердинанду Лаубу» —
гласила надпись на золотом венке, который был преподнесен ему Венским
филармоническим обществом, когда Лауб покидал Вену.
В начале 1860-х годов музыкант много времени проводит в Чехии. Горячо
любящий свой народ, он активно участвует в его музыкальной жизни.
Скрипач часто выступает на концертах, посвященных чешской музыке. В 1861
году на торжестве в честь пятидесятилетия Пражской консерватории Лауб
исполняет концерт Бетховена.
Наряду со Сметаной, Лауб — один из наиболее активных участников
известного чешского объединения представителей искусства «Умелецка
беседа». Девиз этого общества гласил «Песней к сердцу, сердцем к
родине». На открытии музыкальной секции общества, 14 августа 1863 года,
Лауб и Сметана исполнили Крейцерову сонату Бетховена.
В 1859 году Лауб впервые посетил Россию. Его выступления в Петербурге с
программами, включавшими произведения Баха, Бетховена, Мендельсона,
вызывали фурор.
А. Серов назвал Лауба «истинным полубогом» и посвятил музыканту цикл
статей, уделив особое внимание его интерпретации музыки Баха,
Мендельсона, Бетховена. «Чакона» Баха, опять — изумление смычку и левой
руке Лауба, — пишет Серов, — его густейшему тону, широкой тесьме звука
под его смычком, усиливающим скрипку вчетверо против обыкновенного, его
деликатнейшим оттенкам в «pianissimo», его бесподобнейшей фразировке, с
глубоким вниканием в глубокий стиль Баха!.. Слушая эту восхитительную
музыку в восхитительном Лаубовом исполнении, начинаешь недоумевать может
ли быть на свете еще иная музыка, совсем иной стиль (не полифонический),
может ли иметь иной стиль право гражданства в искусстве, — столько
полное, как бесконечно органический, многоголосный стиль великого
Себастьяна»
Лауб поразил Серова и Концертом Бетховена. После концерта 23 марта 1859
года он писал «В нынешний раз эту чудесно-прозрачную, светлую, ангельски
искреннюю музыку он спел своим смычком еще несравненно лучше, чем в
своем концерте в зале Благородного собрания. Виртуозность изумительная!
Но она в Лаубе существует не сама для себя, а на пользу
высокомузыкальных творений. Если б все виртуозы так понимали свое
значение и назначение!» «В квартетах, — пишет Серов, прослушав камерный
вечер, — Лауб кажется еще выше, нежели в соло. Он совершенно сливается с
исполняемой музыкой, что не умеют делать многие виртуозы, в том числе и
Вьетан».
Впечатления о первом посещении России оказались настолько сильными, что
Лауб в своих длительных концертных странствованиях все чаще стал
задумываться о том, чтобы обосноваться в России.
В 1865 году скрипач снова едет в Россию. 6 марта он играет на вечере у
Н. Рубинштейна. Об этом вечере рассказывал В. А. Соллогуб, талантливый
русский беллетрист, в письме к известному русскому виолончелисту и
меценату Матвею Виельгорскому «Игра Лауба до того меня восхитила, что я
забыл и снег, и вьюгу, и болезни... Отличительными свойствами Лауба
показались мне спокойствие, звучность, простота, строгость стиля,
отсутствие вычурности, отчетливость и вместе с тем интимное
воодушевление, соединенное с необыкновенной силой... Он не сух, как
классик, не порывист, как романтик. Он своебытен, самостоятелен, в нем
есть, как говаривал Брюллов, отсебятина. Его нельзя ни с кем сравнивать.
Истинный художник всегда типичен. Много говорил он мне и спрашивал про
вас. Он вас от души любит, как любят вас все, которые вас знают. В
обхождении, мне показалось, что он прост, сердечен, готов признать чужое
достоинство и не обижается им, чтобы возвысить свое значение... »
В. Ф. Одоевский поместил в «Московских ведомостях» восторженную статью
под названием «Лауб в Моцартовом re–мольном квинтете».
«Кто не слыхал Лауба в re-мольном квинтете Моцарта, тот не слыхал этого
квинтета, — пишет он. — Кто из музыкантов не знает наизусть той дивной
поэмы, которая называется re-мольным квинтетом Но как редко приходится
слышать такое его исполнение, которое бы вполне удовлетворяло нашему
художественному чувству».
В третий раз Лауб приехал в Россию в 1866 году. Концерты, данные им в
Петербурге и Москве, окончательно укрепили его необычайную популярность.
1 марта музыкант подписывает контракт о работе в Московском отделении
Русского музыкального общества. По приглашению Н. Рубинштейна Лауб
становится первым профессором открывшейся осенью 1866 года Московской
консерватории и на протяжении восьми лет ведет плодотворную
педагогическую деятельность. Он руководил не только скрипичным, но и
квартетным и оркестровым классами. В скрипичном классе Лауба за это
время перебывало около тридцати учеников. Среди них В. Виллуан, И.
Лойко, И. Котек. У Лауба начинал свое образование известный польский
скрипач С. Барцевич.
Исключительно высоко оценивалась современниками исполнительская
деятельность Лауба, особенно камерная. «В Москве, — писал Чайковский, —
имеется такой квартетный исполнитель, на которого с завистью взирают все
западноевропейские столицы... » По мнению Чайковского, с Лаубом во всем
мире в исполнении классических произведений может соперничать один
Иоахим, «превосходящий Лауба в уменье извлекать из своего инструмента
трогательно-нежные мелодии, но, безусловно, уступающий ему в силе тона,
в страстности и благородной энергии».
«Лауб играл с большим интеллектом и искренним, нежным, глубоко здоровым
чувством, — вспоминает его современник С. Хеллер. — Вполне справедливо
говорили музыканты, что у Лауба скрипка поет — это не было безжизненное
дерево, это был живой инструмент; скрипка была частью его существа,
голосом его души».
К сожалению, в расцвете таланта Лауба внезапно настигла болезнь. Летом
1874 года он уехал лечиться в Карлсбад (Карловы Вары). Но лечение здесь
не пошло ему впрок. По совету врачей Лауб отправился в Тирольский Гриз,
где скончался 18 марта 1875 года. Его похоронили спустя несколько дней в
Праге.
Чайковский в рецензии на концерт скрипача-виртуоза К. Сивори писал
«Слушая его, я думал о том, что на этой же эстраде, ровно год тому назад
в последний раз играл перед публикой другой скрипач, полный жизни и
силы, во всем расцвете гениального таланта; что этот скрипач уже не
предстанет ни перед какой человеческой публикой, что никого уже не
приведет в трепет восторга рука, извлекавшая звуки, столь сильные,
мощные и вместе с тем нежные и ласкающие. Г. Лауб скончался всего на
43-м году жизни».
Читайте: |
---|
Легенды Чехии:
ДОМ ДОКТОРА ФАУСТАРедкий дом в Праге окружен таким количеством историй и легенд, как дом номер 502 в юго-западном углу Карловой площади. Это одно из не... |
Водяной Карлова мостаПод четвертой аркой Карлова моста, через которую течет речка Чертовка, с незапамятных времен живет водяной пан Йозеф. Он самый старши... |
More in: История и легенды |