Главная - Знаменитости - Фердинанд Лауб



Фердинанд Лауб

фердинанд лауб

Ученик А. Мильднера. Возглавлял квартет Русского музыкального общества.

В 1848-1864 гг. работал в Вене, Веймаре, Берлине. Профессор Московской

консерватории (1866-1874). Автор многочисленных пьес для скрипки.

П. И. Чайковский называл Лауба «скрипачом-титаном». В. Ф. Одоевский

причислял его к «истинным художникам» и противопоставлял многочисленным

салонным виртуозам с их бессодержательной «эффектной» игрой. «Все, чего

бы ни касался он, оживало в его руках как произведение большого

искусства, источником которого была человеческая душа, — писал о Лаубе

один из критиков.

Фердинанд Лауб родился 19 января 1832 года в Праге. Отец скрипача,

Эразм, профессионал-музыкант, стал первым учителем сына. Уже в шесть лет

состоялось первое выступление Фердинанда в частном концерте с вариациями

Берио. Из-за малого роста его пришлось поставить на стол! Спустя два

года он дает свой первый публичный концерт, и с этих пор начинаются его

концертные поездки по Чехии и Моравии. Знаменитый норвежский скрипач Уле

Булль, к которому однажды привели мальчика, пришел в восторг от юного

дарования. Булль предсказал Фердинанду блестящую будущность. Вскоре

последовали концерты Лауба и в различных австрийских городах.

Выступая в Праге, юный скрипач заинтересовал известного скрипача и

педагога М. Мильднера, который вызвался бесплатно обучать талантливого

ребенка. А в 1843 году Лауб поступил в класс профессора Мильднера в

Пражской консерватории. В 14 лет он ее блестяще закончил. Еще в период

занятий в консерватории Лауб восхитил своей игрой известного моравского

скрипача Эрнста, а также выдающегося французского композитора Берлиоза,

уговаривавшего Лауба отправиться с ним в Париж. Неудивительно, что

окончив консерваторию, он не испытывал недостатка в концертах.

Однако после пражского восстания 1848 года, подавленного австрийскими

властями, в стране воцарился террор. Вместе со многими другими

патриотами Фердинанд оказывается в вынужденном изгнании. Два года он жил

в Вене, где играл в оперном оркестре, занимая в нем положение солиста и

концертмейстера. Кроме того, Лауб совершенствовался в теории музыки и

контрапункте у чешского композитора Шимона Сехтера.

В 1859 году Лауб переезжает в Веймар, где занял место Йозефа Иоахима,

отбывшего в Ганновер. Здесь Лауб постоянно общался с Листом, который

высоко ценил его как исполнителя. «Нет сомнения в том, — пишет один из

известных чешских биографов Лауба профессор Йозеф Зубаты, — что общение

Лауба с Листом, с которым он, находясь в Веймаре, часто играл и который

высоко ценил мастерство Лауба, должно было иметь большое влияние на

развитие его артистического мышления и чувства, очень остро

воспринимавшего все значительное в музыке».

В Веймаре Лауб подружился со Сметаной, всецело разделяя его

патриотические чаяния и надежды. Из Веймара Лауб часто ездил с

концертами в Прагу и другие города Чехии.

Там же в Веймаре в 1854 году Лауб женился на Анне Мареш. Он познакомился

с ней в Новой Гуте, в один из приездов на родину. Незаурядная певица

Анна Лауб часто гастролировала с мужем. Она родила пятерых детей, двух

сыновей и трех дочек, и стала ему преданнейшим другом. С 1885 года до

конца своей жизни в 1899 году Анна преподавала пение в Музыкальном

училище Московского филармонического общества.

В 1856 году Лауб переезжает в Берлин. Он занимает должность «камерного

виртуоза», время от времени выступает с сольными концертами, организует

трио, квартет. Кроме того, музыкант дает уроки игры на скрипке. Он часто

отлучается в концертные поездки.

Не забывает Лауб свою родину. Проводя в Чехии летние месяцы, он много

концертирует, выступает в благотворительных концертах, организуемых

чешскими национальными культурными организациями.

Мастерство Лауба уже тогда вызывало восхищение крупнейших музыкантов

мира. Но в начале 1850-х годов в его игре отмечалась главным образом

виртуозность. В письме к брату в Лондон в 1852 году Иоахим писал

«Поразительно, какой блестящей техникой обладает этот человек; для него

не существует никаких трудностей». Репертуар Лауба в это время заполнен

виртуозной музыкой концерты и фантазии Баццини, Эрнста, Вьетана. Позже

он сконцентрировался на классике.

С 1859 года начинается шесть лет неустанной и триумфальной концертной

деятельности. Лауб дает концерты в Германии, Бельгии, Голландии, Англии

и других странах. Огромным успехом сопровождалось его блестящее турне с

известной певицей Аделиной Патти.

До 1865 года Лауб живет в Вене. «Королю скрипачей Фердинанду Лаубу» —

гласила надпись на золотом венке, который был преподнесен ему Венским

филармоническим обществом, когда Лауб покидал Вену.

В начале 1860-х годов музыкант много времени проводит в Чехии. Горячо

любящий свой народ, он активно участвует в его музыкальной жизни.

Скрипач часто выступает на концертах, посвященных чешской музыке. В 1861

году на торжестве в честь пятидесятилетия Пражской консерватории Лауб

исполняет концерт Бетховена.

Наряду со Сметаной, Лауб — один из наиболее активных участников

известного чешского объединения представителей искусства «Умелецка

беседа». Девиз этого общества гласил «Песней к сердцу, сердцем к

родине». На открытии музыкальной секции общества, 14 августа 1863 года,

Лауб и Сметана исполнили Крейцерову сонату Бетховена.

В 1859 году Лауб впервые посетил Россию. Его выступления в Петербурге с

программами, включавшими произведения Баха, Бетховена, Мендельсона,

вызывали фурор.

А. Серов назвал Лауба «истинным полубогом» и посвятил музыканту цикл

статей, уделив особое внимание его интерпретации музыки Баха,

Мендельсона, Бетховена. «Чакона» Баха, опять — изумление смычку и левой

руке Лауба, — пишет Серов, — его густейшему тону, широкой тесьме звука

под его смычком, усиливающим скрипку вчетверо против обыкновенного, его

деликатнейшим оттенкам в «pianissimo», его бесподобнейшей фразировке, с

глубоким вниканием в глубокий стиль Баха!.. Слушая эту восхитительную

музыку в восхитительном Лаубовом исполнении, начинаешь недоумевать может

ли быть на свете еще иная музыка, совсем иной стиль (не полифонический),

может ли иметь иной стиль право гражданства в искусстве, — столько

полное, как бесконечно органический, многоголосный стиль великого

Себастьяна»

Лауб поразил Серова и Концертом Бетховена. После концерта 23 марта 1859

года он писал «В нынешний раз эту чудесно-прозрачную, светлую, ангельски

искреннюю музыку он спел своим смычком еще несравненно лучше, чем в

своем концерте в зале Благородного собрания. Виртуозность изумительная!

Но она в Лаубе существует не сама для себя, а на пользу

высокомузыкальных творений. Если б все виртуозы так понимали свое

значение и назначение!» «В квартетах, — пишет Серов, прослушав камерный

вечер, — Лауб кажется еще выше, нежели в соло. Он совершенно сливается с

исполняемой музыкой, что не умеют делать многие виртуозы, в том числе и

Вьетан».

Впечатления о первом посещении России оказались настолько сильными, что

Лауб в своих длительных концертных странствованиях все чаще стал

задумываться о том, чтобы обосноваться в России.

В 1865 году скрипач снова едет в Россию. 6 марта он играет на вечере у

Н. Рубинштейна. Об этом вечере рассказывал В. А. Соллогуб, талантливый

русский беллетрист, в письме к известному русскому виолончелисту и

меценату Матвею Виельгорскому «Игра Лауба до того меня восхитила, что я

забыл и снег, и вьюгу, и болезни... Отличительными свойствами Лауба

показались мне спокойствие, звучность, простота, строгость стиля,

отсутствие вычурности, отчетливость и вместе с тем интимное

воодушевление, соединенное с необыкновенной силой... Он не сух, как

классик, не порывист, как романтик. Он своебытен, самостоятелен, в нем

есть, как говаривал Брюллов, отсебятина. Его нельзя ни с кем сравнивать.

Истинный художник всегда типичен. Много говорил он мне и спрашивал про

вас. Он вас от души любит, как любят вас все, которые вас знают. В

обхождении, мне показалось, что он прост, сердечен, готов признать чужое

достоинство и не обижается им, чтобы возвысить свое значение... »

В. Ф. Одоевский поместил в «Московских ведомостях» восторженную статью

под названием «Лауб в Моцартовом re–мольном квинтете».

«Кто не слыхал Лауба в re-мольном квинтете Моцарта, тот не слыхал этого

квинтета, — пишет он. — Кто из музыкантов не знает наизусть той дивной

поэмы, которая называется re-мольным квинтетом Но как редко приходится

слышать такое его исполнение, которое бы вполне удовлетворяло нашему

художественному чувству».

В третий раз Лауб приехал в Россию в 1866 году. Концерты, данные им в

Петербурге и Москве, окончательно укрепили его необычайную популярность.

1 марта музыкант подписывает контракт о работе в Московском отделении

Русского музыкального общества. По приглашению Н. Рубинштейна Лауб

становится первым профессором открывшейся осенью 1866 года Московской

консерватории и на протяжении восьми лет ведет плодотворную

педагогическую деятельность. Он руководил не только скрипичным, но и

квартетным и оркестровым классами. В скрипичном классе Лауба за это

время перебывало около тридцати учеников. Среди них В. Виллуан, И.

Лойко, И. Котек. У Лауба начинал свое образование известный польский

скрипач С. Барцевич.

Исключительно высоко оценивалась современниками исполнительская

деятельность Лауба, особенно камерная. «В Москве, — писал Чайковский, —

имеется такой квартетный исполнитель, на которого с завистью взирают все

западноевропейские столицы... » По мнению Чайковского, с Лаубом во всем

мире в исполнении классических произведений может соперничать один

Иоахим, «превосходящий Лауба в уменье извлекать из своего инструмента

трогательно-нежные мелодии, но, безусловно, уступающий ему в силе тона,

в страстности и благородной энергии».

«Лауб играл с большим интеллектом и искренним, нежным, глубоко здоровым

чувством, — вспоминает его современник С. Хеллер. — Вполне справедливо

говорили музыканты, что у Лауба скрипка поет — это не было безжизненное

дерево, это был живой инструмент; скрипка была частью его существа,

голосом его души».

К сожалению, в расцвете таланта Лауба внезапно настигла болезнь. Летом

1874 года он уехал лечиться в Карлсбад (Карловы Вары). Но лечение здесь

не пошло ему впрок. По совету врачей Лауб отправился в Тирольский Гриз,

где скончался 18 марта 1875 года. Его похоронили спустя несколько дней в

Праге.

Чайковский в рецензии на концерт скрипача-виртуоза К. Сивори писал

«Слушая его, я думал о том, что на этой же эстраде, ровно год тому назад

в последний раз играл перед публикой другой скрипач, полный жизни и

силы, во всем расцвете гениального таланта; что этот скрипач уже не

предстанет ни перед какой человеческой публикой, что никого уже не

приведет в трепет восторга рука, извлекавшая звуки, столь сильные,

мощные и вместе с тем нежные и ласкающие. Г. Лауб скончался всего на

43-м году жизни».




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Легенды Чехии:

История Прага Чехия

News image

Историю Чехии можно начать с 400 г. до н.э. Кельтские племена занимают территории современной Чехии

Немного об истории образования в Чехии

News image

Образование занимало традиционно важное место в жизни чехословацкого общества, а образованные люди играли значительную роль в политик...

More in: История и легенды

Знаменитые чехи:

News image News image
News image News image
News image News image

Погода

 

Памятные места:

Озеро Липно – волшебство природы Чехии

News image

Нельзя не побывать на этом курорте. Его живописные окрестности, перемежающиеся с готическими замками и великолепными пляжами,...

Ботанический сад в Праге – королевство растений

News image

/Постоянная экспозиция ботанического сада в Праге состоит из основного парка, традиционного японского сада, красивейшего праж...

Японский «Сад камней» в Карловых Варах

News image

/Камни – не мёртвые материалы, они излучают энергию. Каждый камень в японском саду имеет своё значение. Сад предназначен для ...

Прага:

Клам-Галласовский дворец

News image

Довольно обширный дворцовый комплекс находится на месте, где прежде был ряд объектов романского или готического происхождения. ...

Староместская башня Карлова моста

News image

Староместская башня Карлова моста, по мнению многих является одним из самых красивых европейских строений в готическом стиле. Эт...

Каролинум

News image

Если пройти по Железной улице от Староместской площади к площади Фруктовый рынок, можно выйти к одному из интереснейших дворцов ...

Древние замки:

Замок Жлебы – романтика рода Лихтенбургов

News image

В 1289 году на месте замка Жлебы стояла оборонительная крепость, которая в 1427 году была разрушена народными дружинами Яна Г...

Чешский Штернберк

News image

Замок Чешский Штернберк, высящийся на скале над рекой Сазавой, - один из самых сохранившихся памятников архитектуры средневеково...

Замок Сихров

News image

Замок Сихров расположен в 100 км на северо-восток от Праги. В отличие от многих других замков, Сихров никогда не был военной кр...

Оздоровительные курорты Чехии:

News image

Подебрады

Подебрады были основаны рядом с важном бродом через реку Лабе в 1224 г. Доминантой города является замок, в котором родился по некоторым историк...

News image

Лечение за рубежом

Издавна представители прогрессивной части дворянства стремились проводить несколько месяцев в году на заграничных курортах, чтобы поправить здоровье...

News image

Курорт Подебрады

Город Подебрады расположен в 50 км от Праги, в плодородной Полабской низменности на берегу реки Лабе (Эльба). Курорт окружают живописные леса и п...

News image

Франтишковы Лазни

Курорт Франтишковы Лазни – один из трех самых известных мировых курортов на северо-западе Чехии, был основан в 1793 году в честь австрийского короля...