Главная - Знаменитости - Фердинанд Лауб



Фердинанд Лауб

фердинанд лауб

Ученик А. Мильднера. Возглавлял квартет Русского музыкального общества.

В 1848-1864 гг. работал в Вене, Веймаре, Берлине. Профессор Московской

консерватории (1866-1874). Автор многочисленных пьес для скрипки.

П. И. Чайковский называл Лауба «скрипачом-титаном». В. Ф. Одоевский

причислял его к «истинным художникам» и противопоставлял многочисленным

салонным виртуозам с их бессодержательной «эффектной» игрой. «Все, чего

бы ни касался он, оживало в его руках как произведение большого

искусства, источником которого была человеческая душа, — писал о Лаубе

один из критиков.

Фердинанд Лауб родился 19 января 1832 года в Праге. Отец скрипача,

Эразм, профессионал-музыкант, стал первым учителем сына. Уже в шесть лет

состоялось первое выступление Фердинанда в частном концерте с вариациями

Берио. Из-за малого роста его пришлось поставить на стол! Спустя два

года он дает свой первый публичный концерт, и с этих пор начинаются его

концертные поездки по Чехии и Моравии. Знаменитый норвежский скрипач Уле

Булль, к которому однажды привели мальчика, пришел в восторг от юного

дарования. Булль предсказал Фердинанду блестящую будущность. Вскоре

последовали концерты Лауба и в различных австрийских городах.

Выступая в Праге, юный скрипач заинтересовал известного скрипача и

педагога М. Мильднера, который вызвался бесплатно обучать талантливого

ребенка. А в 1843 году Лауб поступил в класс профессора Мильднера в

Пражской консерватории. В 14 лет он ее блестяще закончил. Еще в период

занятий в консерватории Лауб восхитил своей игрой известного моравского

скрипача Эрнста, а также выдающегося французского композитора Берлиоза,

уговаривавшего Лауба отправиться с ним в Париж. Неудивительно, что

окончив консерваторию, он не испытывал недостатка в концертах.

Однако после пражского восстания 1848 года, подавленного австрийскими

властями, в стране воцарился террор. Вместе со многими другими

патриотами Фердинанд оказывается в вынужденном изгнании. Два года он жил

в Вене, где играл в оперном оркестре, занимая в нем положение солиста и

концертмейстера. Кроме того, Лауб совершенствовался в теории музыки и

контрапункте у чешского композитора Шимона Сехтера.

В 1859 году Лауб переезжает в Веймар, где занял место Йозефа Иоахима,

отбывшего в Ганновер. Здесь Лауб постоянно общался с Листом, который

высоко ценил его как исполнителя. «Нет сомнения в том, — пишет один из

известных чешских биографов Лауба профессор Йозеф Зубаты, — что общение

Лауба с Листом, с которым он, находясь в Веймаре, часто играл и который

высоко ценил мастерство Лауба, должно было иметь большое влияние на

развитие его артистического мышления и чувства, очень остро

воспринимавшего все значительное в музыке».

В Веймаре Лауб подружился со Сметаной, всецело разделяя его

патриотические чаяния и надежды. Из Веймара Лауб часто ездил с

концертами в Прагу и другие города Чехии.

Там же в Веймаре в 1854 году Лауб женился на Анне Мареш. Он познакомился

с ней в Новой Гуте, в один из приездов на родину. Незаурядная певица

Анна Лауб часто гастролировала с мужем. Она родила пятерых детей, двух

сыновей и трех дочек, и стала ему преданнейшим другом. С 1885 года до

конца своей жизни в 1899 году Анна преподавала пение в Музыкальном

училище Московского филармонического общества.

В 1856 году Лауб переезжает в Берлин. Он занимает должность «камерного

виртуоза», время от времени выступает с сольными концертами, организует

трио, квартет. Кроме того, музыкант дает уроки игры на скрипке. Он часто

отлучается в концертные поездки.

Не забывает Лауб свою родину. Проводя в Чехии летние месяцы, он много

концертирует, выступает в благотворительных концертах, организуемых

чешскими национальными культурными организациями.

Мастерство Лауба уже тогда вызывало восхищение крупнейших музыкантов

мира. Но в начале 1850-х годов в его игре отмечалась главным образом

виртуозность. В письме к брату в Лондон в 1852 году Иоахим писал

«Поразительно, какой блестящей техникой обладает этот человек; для него

не существует никаких трудностей». Репертуар Лауба в это время заполнен

виртуозной музыкой концерты и фантазии Баццини, Эрнста, Вьетана. Позже

он сконцентрировался на классике.

С 1859 года начинается шесть лет неустанной и триумфальной концертной

деятельности. Лауб дает концерты в Германии, Бельгии, Голландии, Англии

и других странах. Огромным успехом сопровождалось его блестящее турне с

известной певицей Аделиной Патти.

До 1865 года Лауб живет в Вене. «Королю скрипачей Фердинанду Лаубу» —

гласила надпись на золотом венке, который был преподнесен ему Венским

филармоническим обществом, когда Лауб покидал Вену.

В начале 1860-х годов музыкант много времени проводит в Чехии. Горячо

любящий свой народ, он активно участвует в его музыкальной жизни.

Скрипач часто выступает на концертах, посвященных чешской музыке. В 1861

году на торжестве в честь пятидесятилетия Пражской консерватории Лауб

исполняет концерт Бетховена.

Наряду со Сметаной, Лауб — один из наиболее активных участников

известного чешского объединения представителей искусства «Умелецка

беседа». Девиз этого общества гласил «Песней к сердцу, сердцем к

родине». На открытии музыкальной секции общества, 14 августа 1863 года,

Лауб и Сметана исполнили Крейцерову сонату Бетховена.

В 1859 году Лауб впервые посетил Россию. Его выступления в Петербурге с

программами, включавшими произведения Баха, Бетховена, Мендельсона,

вызывали фурор.

А. Серов назвал Лауба «истинным полубогом» и посвятил музыканту цикл

статей, уделив особое внимание его интерпретации музыки Баха,

Мендельсона, Бетховена. «Чакона» Баха, опять — изумление смычку и левой

руке Лауба, — пишет Серов, — его густейшему тону, широкой тесьме звука

под его смычком, усиливающим скрипку вчетверо против обыкновенного, его

деликатнейшим оттенкам в «pianissimo», его бесподобнейшей фразировке, с

глубоким вниканием в глубокий стиль Баха!.. Слушая эту восхитительную

музыку в восхитительном Лаубовом исполнении, начинаешь недоумевать может

ли быть на свете еще иная музыка, совсем иной стиль (не полифонический),

может ли иметь иной стиль право гражданства в искусстве, — столько

полное, как бесконечно органический, многоголосный стиль великого

Себастьяна»

Лауб поразил Серова и Концертом Бетховена. После концерта 23 марта 1859

года он писал «В нынешний раз эту чудесно-прозрачную, светлую, ангельски

искреннюю музыку он спел своим смычком еще несравненно лучше, чем в

своем концерте в зале Благородного собрания. Виртуозность изумительная!

Но она в Лаубе существует не сама для себя, а на пользу

высокомузыкальных творений. Если б все виртуозы так понимали свое

значение и назначение!» «В квартетах, — пишет Серов, прослушав камерный

вечер, — Лауб кажется еще выше, нежели в соло. Он совершенно сливается с

исполняемой музыкой, что не умеют делать многие виртуозы, в том числе и

Вьетан».

Впечатления о первом посещении России оказались настолько сильными, что

Лауб в своих длительных концертных странствованиях все чаще стал

задумываться о том, чтобы обосноваться в России.

В 1865 году скрипач снова едет в Россию. 6 марта он играет на вечере у

Н. Рубинштейна. Об этом вечере рассказывал В. А. Соллогуб, талантливый

русский беллетрист, в письме к известному русскому виолончелисту и

меценату Матвею Виельгорскому «Игра Лауба до того меня восхитила, что я

забыл и снег, и вьюгу, и болезни... Отличительными свойствами Лауба

показались мне спокойствие, звучность, простота, строгость стиля,

отсутствие вычурности, отчетливость и вместе с тем интимное

воодушевление, соединенное с необыкновенной силой... Он не сух, как

классик, не порывист, как романтик. Он своебытен, самостоятелен, в нем

есть, как говаривал Брюллов, отсебятина. Его нельзя ни с кем сравнивать.

Истинный художник всегда типичен. Много говорил он мне и спрашивал про

вас. Он вас от души любит, как любят вас все, которые вас знают. В

обхождении, мне показалось, что он прост, сердечен, готов признать чужое

достоинство и не обижается им, чтобы возвысить свое значение... »

В. Ф. Одоевский поместил в «Московских ведомостях» восторженную статью

под названием «Лауб в Моцартовом re–мольном квинтете».

«Кто не слыхал Лауба в re-мольном квинтете Моцарта, тот не слыхал этого

квинтета, — пишет он. — Кто из музыкантов не знает наизусть той дивной

поэмы, которая называется re-мольным квинтетом Но как редко приходится

слышать такое его исполнение, которое бы вполне удовлетворяло нашему

художественному чувству».

В третий раз Лауб приехал в Россию в 1866 году. Концерты, данные им в

Петербурге и Москве, окончательно укрепили его необычайную популярность.

1 марта музыкант подписывает контракт о работе в Московском отделении

Русского музыкального общества. По приглашению Н. Рубинштейна Лауб

становится первым профессором открывшейся осенью 1866 года Московской

консерватории и на протяжении восьми лет ведет плодотворную

педагогическую деятельность. Он руководил не только скрипичным, но и

квартетным и оркестровым классами. В скрипичном классе Лауба за это

время перебывало около тридцати учеников. Среди них В. Виллуан, И.

Лойко, И. Котек. У Лауба начинал свое образование известный польский

скрипач С. Барцевич.

Исключительно высоко оценивалась современниками исполнительская

деятельность Лауба, особенно камерная. «В Москве, — писал Чайковский, —

имеется такой квартетный исполнитель, на которого с завистью взирают все

западноевропейские столицы... » По мнению Чайковского, с Лаубом во всем

мире в исполнении классических произведений может соперничать один

Иоахим, «превосходящий Лауба в уменье извлекать из своего инструмента

трогательно-нежные мелодии, но, безусловно, уступающий ему в силе тона,

в страстности и благородной энергии».

«Лауб играл с большим интеллектом и искренним, нежным, глубоко здоровым

чувством, — вспоминает его современник С. Хеллер. — Вполне справедливо

говорили музыканты, что у Лауба скрипка поет — это не было безжизненное

дерево, это был живой инструмент; скрипка была частью его существа,

голосом его души».

К сожалению, в расцвете таланта Лауба внезапно настигла болезнь. Летом

1874 года он уехал лечиться в Карлсбад (Карловы Вары). Но лечение здесь

не пошло ему впрок. По совету врачей Лауб отправился в Тирольский Гриз,

где скончался 18 марта 1875 года. Его похоронили спустя несколько дней в

Праге.

Чайковский в рецензии на концерт скрипача-виртуоза К. Сивори писал

«Слушая его, я думал о том, что на этой же эстраде, ровно год тому назад

в последний раз играл перед публикой другой скрипач, полный жизни и

силы, во всем расцвете гениального таланта; что этот скрипач уже не

предстанет ни перед какой человеческой публикой, что никого уже не

приведет в трепет восторга рука, извлекавшая звуки, столь сильные,

мощные и вместе с тем нежные и ласкающие. Г. Лауб скончался всего на

43-м году жизни».




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Легенды Чехии:

Узник на краю света. Эдуард Кэлли и Замок Криврклат

News image

Одна из самых таинственных и мистических историй замка Кривоклат связанна с известным английским алхимиком Эдуардом Кэли, проведшим п...

Легенда о св. Брунцвике

News image

Когда вы идете по Карлову мосту со стороны Старого места на Малую страну, пройдя примерно две трети пути, вы можете заметить, что вы ...

More in: История и легенды

Знаменитые чехи:

News image News image
News image News image
News image News image

Погода

 

Памятные места:

С любовью из Чехии

Каждый человек, находясь в Чехии, обязательно выберет сувенир на память, потому, что невозможно уехать из этой чарующей страны без...

ГАРРАХОВ

News image

Горнолыжный сезон: 15.12-15.04. Известный зимний спортивный центр, расположен в западной части Крконош у подножья северных...

Японский «Сад камней» в Карловых Варах

News image

/Камни – не мёртвые материалы, они излучают энергию. Каждый камень в японском саду имеет своё значение. Сад предназначен для ...

Прага:

Монастырь кармелиток

News image

Бывший монастырь кармелиток представляет собой комплекс зданий, расположенный в Вояновых садах и состоящий из нескольких зданий ...

Лоретанская площадь и окрестности

News image

От Градчанской площади к Лоретанской ведет начинающаяся у ратуши Лоретанская улица. Площадь и улица получили свое название по - ...

Новая баня на реке открылась в Чехии

News image

Необычная баня на корабле, это интересное новшество в сегодняшней чешской столицы. Здесь было оценено преимущества парных, вед...

Древние замки:

Чешский Штернберк

News image

Замок Чешский Штернберк, высящийся на скале над рекой Сазавой, - один из самых сохранившихся памятников архитектуры средневеково...

Замок Сихров

News image

В отличие от других чешских замков , Сихров (чешск. Sychrov) никогда не служил в качестве оборонительного укрепления. Этот замок...

Леднице-Валтице

News image

Романтический замок Леднице находится в раскидистом природном ареале на берегу реки Дыйи. Изначально здесь находилась старинная ...

Оздоровительные курорты Чехии:

News image

Подебрады

Подебрады были основаны рядом с важном бродом через реку Лабе в 1224 г. Доминантой города является замок, в котором родился по некоторым историк...

News image

Велке Лосины

Курорты Чехии бывают разными. Есть чешские курорты-гиганты, есть чешские курорты-гостиницы. А есть и такие, как курорт Велке Лосины, обязанный своим...

News image

Курорт Дарков

Курорт Дарков был основан в 1867г., после того, как были обнаружены источники уникальной йодобромной воды. Возникновение источников относят к третич...

News image

Информация о курорте Яхимов

Основные методы лечения: Родоновые ванны - противопоказаны только детям до 18 лет. Эти процедуры дополняются лечебной физкультурой по специально...