Йозефов
Пройдя от Праге уже в X в., и первоначально располагались на Малой Стране и под Вышеградом. В XII в. евреи переселились в Старе Место, где для них был выделено место, огороженное стеной. Первоначально целью возведения стены была защита от погромов со стороны христианского населения Праги, однако, в конце концов, стена стала главным препятствием для переселения евреев в другие места.
XVI в. можно считать временем образования еврейского гетто, имевшего собственную администрацию и обособленного от остальной части города. Евреям было запрещено переезжать из гетто, общаться с христианами и ходить по городу без опознавательных знаков на одежде.
Следует отметить, что такие порядки были не только в Праге, но и в других городах Центральной Европы. Нередки были еврейские погромы, совершаемые христианским населением. Самый масштабный погром произошел в 1389 г., когда погибли около 3 тыс. евреев.
Чаще всего единственной защитой от нападений христиан для евреев оказывался король, однако далеко не все чешские властители покровительствовали Еврейскому городу, многие осложняли его жизнь поборами и массовыми выселениями.
Еврейское поселение долгое время оставалось как бы городом в городе, и только при императоре Иосифе II было объединено с Прагой. Это стало возможным благодаря императорскому манифесту о веротерпимости, изданному в 1781 г., который формально, но все же запрещал ограничения в правах по религиозному признаку.
Позднее, в 1850 г., в честь императора еврейское поселение было переименовано в Йозефов. Уравнение жителей Йозефова в правах с остальными пражанами произошло в 1867 г.
В середине XIX в. Еврейский город представлял собой маленький район, тесно застроенный убогими домиками, густо заселенными беднотой. Все, у кого было хоть немного денег, стремились выбраться из гетто. Уже в 1850 г. евреи составляли только 80% населения, а и конце XIX в. — 20%. На место уехавших стали заселяться бедняки из других пражских районов.
Перенаселенный и невероятно грязный район не только портил облик центра города, но и был очагом возникновения массовых эпидемий, поэтому император Франц-Иосиф принял план расчистки трущоб.
В ХIХ-ХХ вв. практически все старые постройки Йозефова были снесены и на их месте построены более современные жилые дома. однако в еврейских кварталах сохранились главные достопримечательности — старинные синагоги, ратуша и старое еврейское кладбище.
Огромное количество материальных памятников еврейской культуры, находящихся в Йозефове, было привезено в период Третьего рейха нацистами, которые решили создать на месте еврейского гетто Праги Музей уничтоженного народа, который напоминал бы потомкам о том, как был «окончательно решен еврейский вопрос». В Прагу доставлялись предметы культа, древние рукописи и исторические документы со всей Чехии. Поэтому в настоящее время все сохранившиеся старинные здания и еврейское кладбище представляют собой единый музейный комплекс с одной из самых больших в мире коллекций экспонатов.
Старо-новая синагога — одна из главных достопримечательностей Йозефова. Она — древнейшая из сохранившихся в Европе синагог и один из немногих памятников пражского еврейского поселения, почти
полностью разрушенного в начале XX в.
Несмотря на довольно специфический характер архитектуры этого еврейского ритуального здания, синагога несомненно обладает многими чертами, свойственными раннеготическим чешским постройкам — имеет два нефа и своды, опирающиеся на восьмигранные колонны.
В стене Старо-новой синагоги находится тайник, в котором хранится Тора с текстом на древнееврейском языке. В прилегающем к синагоге скверике установлена статуя Моисея.
Кривая и узкая Майзелова улица в Еврейском городе примечательна тем, что именно на ней расположено большинство еврейских памятников архитектуры. Названа улица в честь жившего в Йозефове старосты Марека Мордехая Майзела, на средства которого здесь выстроено все, за исключением Старо-новой синагоги.
Здание Высокой синагоги было выстроено в конце XVI в. на деньги, выделенные старостой Еврейского города Мордехаем Майзелом. Им же была построена еврейская ратуша, единственная в мире, которая находится не на территории Израиля. В первозданном виде ратуша просуществовала до перестройки в 1763 г., когда здание было переделано в стиле рококо, и достроена башенка с часами, одни из которых обычные, с римскими цифрами, а другие с еврейскими цифрами и стрелками, движущимися в обратном направлении. Современный вид фасад ратуши принял в XIX в.
Мордехай Майзел был очень богатым человеком, у него брал кредиты даже сам император Рудольф II, который постоянно нуждался в средствах для покупки произведений искусства. Взамен император предоставлял различные привилегии евреям, ослабляя многовековой гнет.
Майзел был настоящим благодетелем Еврейского города. На свои деньги он содержал школы, госпиталь и даже еврейские театры, а также вымостил все улицы гетто. Ренессансная Майзелова синагога, также построенная старостой Еврейского города, была первоначально предназначена для его семьи. В 1905 г. ее перестроили в неоготическом стиле.
Улица «У Старого кладбища» ведет к Клаусовой синагоге, построенной на месте трех домов, в которых раньше проводились религиозные обряды и размещалась талмудическая школа. Дома назывались Клаусами и после того как они сгорели, в 1694 г. здесь появилась Клаусова синагога, выполненная в стиле барокко. В главном зале этой синагоги ныне размещается выставка старинных книг и рукописей на древнееврейском языке.
Пинкасова синагога первоначально представляла собой домашнюю молельню семьи Горжовских-Горовиц, а позже была перестроена и превращена в общедоступную синагогу. Появление синагоги относится ко второй половине XV в. После окончания Второй мировой войны внутренние помещения синагоги были переделаны в мемориал, посвященный евреям Чехии и Моравии, погибшим в концлагерях. Более 77 тыс. имен погибших написаны на стенах синагоги.
Испанская синагога — самая новая в Йозефове. Она была построена в 1893 г. к 400-летию изгнания евреев из Испании на месте самой первой пражской синагоги «Старой школы», построенной в XI в. Сейчас здесь разместилась экспозиция «История евреев на территории Чехии», продолжение выставки в Майзеловой синагоге. Стиль, в котором оформлена синагога, очень напоминает восточные дворцы.
При посещении Йозефова никак нельзя обойти вниманием Старое еврейское кладбище, одно из самых интересных еврейских кладбищ в мире. Открыто оно было в 1439 г., при этом на участок перенесли несколько еще более старых надгробий с кладбища Новего Места. Захоронение прекратилось в 1787 г.
Всего на кладбище находится около 12 тыс. надгробий и памятников, размещенных на очень небольшой площади. Из-за тесноты надгробия располагаются почти вплотную, а иногда и заходят одно на другое, так как более новые могилы находятся прямо над старыми, их разделяет только слой земли. Памятники, появившиеся раньше, сделаны преимущественно из песчаника, более поздние — из розового и белого мрамора.
У входа на кладбище располагается обрядный зал, построенный и неороманском стиле в 1906 г. На Старом еврейском кладбище есть ряд могил выдающихся личностей, отмеченных табличками с именами и краткой биографией, среди которых находятся похороненный в 1609 г. Иегуда бен Бецалель (рабби Лёв), создатель легендарного искусственного человека — Голема, и Мордехай Майзел.
Читайте: |
---|
Легенды Чехии:
История города королевыМестность здесь с древнейших времен была болотистой, с множеством рек и речушек. В центре этой своеобразной Гримпенской трясины нах... |
Борьба Чехии против Священной Римской Империи10 августа 955 г. чешское войско под руководством Болеслава I приняло участие на стране Отты в битве с венграми на реке Леху. Венгры ... |
More in: История и легенды |