Бывший Еврейский Город. Йозефов (Josefov)
Прогуливаясь по улице Pařížská по направлению от Староместской площади к набережной, мало кто догадывается, что незаметно для себя попал в район, который был когда-то обособленным агломератом самобытной культуры и традиций. Это место хранит много воспоминаний, связанных с проживанием здесь еврейской общины. Вы пришли в бывший Еврейский Город!
Евреи жили на территории Праги с незапамятных времен. Первое письменное свидетельство о Праге (965 год) подтверждает и присутствие еврейского населения. Изначально на территории Праги существовали три поселения евреев: под Вышеградом, на Малой Стороне и недалеко от Староместской площади. Два из них не пережили погромов и стихийных бедствий. Но еврейская община, расположенная в районе сегодняшней Испанской синагоги на улице Dušní, продолжала развиваться.
В XIII веке происходит увеличение еврейского населения, и оно сосредотачивается в районе Староновой синагоги. Однако в этот период положение евреев резко меняется в соответствии с постановлениями лютеранского церковного консилиума (1215 год), установившего строгое отделение евреев от христианского населения. Так возникает еврейское «гетто», ограниченное стеной с шестью закрывавшимися на ночь воротами. В1850 году Еврейский Город становится самостоятельным пражским районом, названным Йозефов, - в честь императора Иосифа II (Josef II), предоставившего евреям духовную свободу и независимость. Из первоначальных построек Еврейского Города сохранились до наших дней ратуша, шесть синагог и кладбище, остальные на переломе XIX—XX веков были заменены красивыми доходными домами, придавшими этому району Праги новую атмосферу богатства и красочности. Давайте внимательнее вглядимся в здания Йозефова, и они расскажут нам много интересного.
На улице Červená находится Староновая синагога, построенная во 2-й половине XIII века в стиле ранней готики. Изначально она называлась «Новая» - в отличие от старой молельни, которая не сохранилась. Лишь в XVI веке, когда в Праге возникли новые синагоги, она стала называться Староновой. Уникальные средневековые интерьеры поражают чистотой стиля и гармонией. Здесь проходят богослужения. Рядом в скверике установлена бронзовая статуя Моисея. Создал ее в 1905 году Франтишек Билек - выдающийся скульптор-символист периода модерн. Его Моисей - коленопреклоненный человек, записывающий на свиток имя «Адам» как символ человечества, за которое Моисей несет ответственность и для которого ищет землю обетованную. Статуя долгое время стояла во дворе виллы скульптора, которая сама по себе является памятником архитектуры (Mickiewiczova 1, Р6 - Hradčany, там сейчас находится его музей), и только в 1937 году была установлена рядом с синагогой. Во время немецкой оккупации статуя была расплавлена, но в 1946 году ее удалось восстановить благодаря тому, что у вдовы автора (Билек умер в 1941 году) сохранилась гипсовая модель. Скульптура вернулась на свое место в 1947 году.
По другую сторону от Староновой синагоги расположено здание ратуши Еврейской общины с прилегающей к ней Высокой синагогой. Этот комплекс возник в период невиданного культурного и экономического подъема, наступившего во второй половине XVI века, когда старостой еврейского гетто стал Мордехай Майзель. В XVIII веке при перестройке в стиле барокко над крышей ратуши была сооружена башенка со знаменитыми часами с еврейским циферблатом. Майзелева синагога на улице Maiselova была построена в 1592 году как частная синагога Мордехая Майзеля. Здание необыкновенной красоты в стиле ренессанс, сооруженное по проекту архитектора Юды Голдшмида де Герца, увы, не сохранилось в первозданном виде. Крупный пожар 1689 года не пощадил этот архитектурный шедевр. Современный вид синагоги - результат перестройки конца XIX - начала XX веков. Майзелева синагога в настоящее время относится к Еврейскому музею. Представленная здесь экспозиция «История евреев в Чехии и в Моравии» охватывает период с момента возникновения первых поселений евреев в X века до периода их эмансипации (конец XVIII века).
Продолжение экспозиции находится в Испанской синагоге на улице Dušní, воздвигнутой в XIX веке на месте самой древней еврейской молельни, называемой «Старая школа». Современная постройка в мавританском стиле отличается богатством убранства: она украшена резным стилизованным восточным орнаментом. Здесь вы можете познакомиться с историей евреев в Чехии и в Моравии с периода эмансипации до наших дней. По вечерам синагога открыта для любителей камерной музыки. С1535 года на улице Široká стоит Пинкасова синагога, построенная в стиле ренессанс для семьи Горовиц.
Несмотря на неоднократные перестройки, она сохранила ценность интерьера. К сожалению, здание сильно страдало в результате наводнений, в том числе, в августе 2002 года. Сейчас синагога служит памятником чешским и моравским евреям - жертвами нацизма. Старое еврейское кладбище относится к уникальным памятникам еврейской культуры. Возникло оно в XV веке (первый надгробный камень - 1439 год), насчитывает 12000 надгробий и является наиболее сохранившимся еврейским кладбищем в Европе. Захоронения здесь проводились до 1787 года. У Праги есть одна интересная заслуга перед еврейской культурой. Именно здесь была впервые использована шестиконечная звезда в качестве еврейского символа. В1354 году Карл IV даровал пражской еврейской общине привилегию иметь собственный флаг, и именно на нем впервые появилась Звезда Давида. Постепенно этот символ прижился на всей территории Чехии и Моравии, с XVII века распространился на Австрию, а позже - на весь мир. На пражском знаке, кроме гексаграммы, есть еще один символ - остроконечный головной убор. Это изображение шляпы, которую в средние века вынуждены были носить европейские евреи, чтобы отличаться от остального населения.
Читайте: |
---|
Легенды Чехии:
Карловы Вары (Karlovy Vary) Легенда о возникновении городаОхота всегда относилась к любимым видам развлечения знати, и король Карл IV не был из этого правила исключением. Он часто выезжал на ... |
Тайна дома У семи чертейДом, о котором пойдет наш рассказ, стоит на Мальтезской площади в Праге – в нескольких минутах ходьбы от Карлова моста. Сейчас он нос... |
More in: История и легенды |