Осип Осипович Первольф
Первольф (Осип Осипович, 1841 - 1891) - славист, чех по происхождению,
учился в Пражском университете. Уже в своих первых журнальных работах П.
проявил внимание к России: он писал по истории Малороссии, о
происхождении Руси, о казаках. Участвовал в редактировании Fontes rerum
Bohemicarum . Служба в чешском музее сближала П. с посещавшими Прагу
русскими учеными и укрепляла его интерес к России. В статье Snemy v
nekdyzi Rusi ( Cas. Cesk. Mus. , 1867 - 68) П. ознакомил своих
соотечественников с явлениями древнерусской общественной жизни: вечем,
земскими соборами и думами, казацкими кругами и радами (по сочинениям
Соловьева , Костомарова , К. Аксакова , Чичерина и других). В Vyvin
idey vzajemnosti un narodov slovanskych (1867) он следит за
историческими проявлениями взаимности в политической и культурной жизни
славянства и рекомендует эту взаимность в настоящее время. Идея
славянской взаимности стала господствующей идеей всей дальнейшей ученой
деятельности П. Его Slovane, historicky nastin (1869) - первый и
доселе не замененный опыт общей истории славянства (при участии Воцеля и
Эрбена). В 1871 году П., по предложению П.А. Лавровского , занял кафедру
славянской филологии в Варшавском университете и читал славянские
древности, историческую этнографию, характеристику славянских наречий. В
1874 году П. получил в Санкт-Петербургском университете степень магистра
за диссертацию о славянской взаимности (в Журнале Министерства
Народного Просвещения ), а в 1876 году от Варшавского университета
степень доктора за книгу: Германизация балтийских славян
(Санкт-Петербург, 1876). В 1886 году вышел I том его труда Славяне, их
взаимные отношения и связи (очерк политической истории славян по
племенам и быт их), в 1888 году - II том (славянская идея в литературе
славян до XVIII века), в 1890 году - 1 часть ( Западные славяне ) III
тома (славянская идея в политических и культурных сношениях славян до
XVIII века; в рукописи, за смертью автора, осталась глава о
польско-русских отношениях). IV том - возрождение славян - остался в
виде сырого материала. Весь этот труд дает большое обилие фактов, но
страдает несовершенствами плана и системы. Вопросам о славянской
взаимности посвящены также статьи П.: Чехи и русские ( Беседа , 1872),
Чехи и поляки в XV и XVI веках ( Osveta , 1873 и Cas. C. Mus. ,
1880), Александр I и славяне ( Древняя и Новая Россия , 1879),
Славянское движение у поляков 1800 - 1830 гг. ( Osveta , 1879),
Славянская идея в России ( Osveta , 1879), Поляки и русины
( Osveta , 1891). Из работ П., посвященных славянским древностям,
выдаются: Варяги - Русь и балтийские славяне (отрицание балтийской
теории Гедеонова и Забелина ; в Журнале Министерства Народного
Просвещения , 1877), Slavische Volkernamen и Polen, Liachen, Wanden
( Archiv Ягича), Staroslovahcke rady a obyceje ( Slov. Sbornik
Елинека, 1884) и Словенский язык и его судьбы у народов славянских
( Мефодиевский Сборник , Варшава, 1885). Много работал П. и по вопросам
восточному и австро-славянскому: Uhry a vychodni otazka ( Cas. Cesk.
Mus. , 1869; переработано в Мадьяры и восточный вопрос , Вестник
Европы , 1877), Восточный вопрос - славянский вопрос ( Osveta , 1878),
Die Slavischorientalische Frage (1878), Славянское движение в Австрии
1800 - 1848 гг. ( Русская Речь , 1879), Славянское движение 1848 года
и австрийские славяне 1848 - 1849 гг. ( Вестник Европы , 1879) и др.
Ср. ст. К.Я. Грота в Варшавских Университетских Известиях (1892, III).
Читайте: |
---|
Легенды Чехии:
Третья республика: 1945-194810 мая новое правительство переехало из Кошице в Прагу. За исключением небольшой территории в западной Чехии, освобожденной войсками ... |
Локет (Loket) история городаГород Локет расположен на берегу реки Одр в 15 километра от Карловых Вар. Свое название город получил из-за изгиба реки, который напо... |
More in: История и легенды |