Главная - Прага - Собор св. Вита



Собор св. Вита

собор св. вита

Предыстория.

Уже в 1344 г. будущий чешский король и император Священной Римской империи КАРЛ-IV (тогда еще маркграф) приступил к планомерному созданию чешского государства на новых принципах.
По счастливому стечению обстоятельств, ему удалось сделать то, о чем мечтали его предки - освободить Чехию от власти имперского епископства.
На папский престол под именем Климент-VI был посажен бывший воспитатель и друг Карла, кардинал Пьер Роже де Росье. От него маркграф Карл добился освобождения Пражской церкви от подчинения майнцскому архиепископу и получения права учреждения в Праге архиепископства.
По просьбе Карла папа римский в специальной булле издал указ относительно чешской королевской короны, подчеркнув ее неотчуждаемость, и скрепил своей подписью составленный Карлом коронационный ритуал чешских королей.
В ноябре 1344 года пражский епископ Арношт стал митрополитом, а король, он же архиепископ Ян Люксембургский и два его сына Карл и Ян торжественно заложили первый камень в фундамент будущего детища Карла - нового кафедрального собора св. Вита.
Остатки стенной кладки предшественниц собора - ротонды и базилики, речь о которых шла в рубрике Романский Град), хранят подвалы собора.


Кафедральный собор св. Вита безусловно наиболее ярко характеризует эпоху Карла-IV, его создателя.
Первые 8 лет ее строительство возглавлял французский архитектор Матьё (Матиаш, или Матэ, или еще проще - Матвей) из Арраса, приглашенный на двор Карла из Авиньона - места пребывания римских пап.
Матьё приступил к строительству и довел до конца замыкающую часть хора - венец капелл и колонны обхода. Задуман храм был как базилика развитого кафедрального типа, предполагалось решение интерьера с характерными признаками линеаризма, без выразительной пластичности, что соответствовало признакам французской архитектуры середины 14 века.
После смерти Матьё в 1352 году Карл поразил всех тем, что не побоялся предложить возглавить строительство престижнейшего кафедрала в одном из главных центров европейской готической культуры молодого и неопытного, но потомственного и подающего надежды зодчего. В Прагу был приглашен Петр Парлерж, который очень скоро проявил себя как незаурядная творческая личность с широким диапазоном творческой деятельности, показав весь спектр своих способностей: от художественных до технических. Этот факт еще раз подтверждает прозорливость и неординарность правителя.
Опираясь на творение своего предшественника, Парлерж радикально, но органически провел изменения в организме храма, пластично создавая звенья архитектурного комплекса. К особенностям святовитского кафедрала на том этапе можно отнести контраст между сложной опорной системой, развитой снаружи и величественным покоем интерьера. Вместо применявшегося до тех пор строгого расчленения отдельных пролетов крестового свода был использован сетчатый свод над хором (высотой 30 м), образующим замкнутую фигуру по всей площади.
Традиционная схема кафедрального собора также претерпела некоторые изменения. Они были вызваны новой программой строительства, явившейся плодом вдохновения самого застройщика - императора Карла. Теперь храм был носителем определенной идейной программы: он возводился как главное святилище страны, литургические элементы которого переплетались с репрезентативными элементами.
Все это вместе вылилось в культ канонизированного князя Вацлава, к роду которого по матери Пршемыслович, причислял себя Карл. Самое большое значение в храме придавалось капелле, освященной в честь Вацлава. Она несколько отклоняется от определенной последовательности, в которой выстраивались другие капеллы в хоре храма, как бы раздвигает фасад и вклинивается в трансепт (поперечный неф).
Необходимость освящения хора в 1385г. потребовала сооружения провизориума - временной стены, которой Парлерж закрыл хор поперек строящегося собора. Это временное продолжалось полтысячелетия.

Скульптура в храме.

Скульптурное оформление, являющееся творением ваятелей мастерской Парлержа и самого мастера, который участвовал в создании наиболее значительных произведений, отражает единство мотивировки и языка. В капеллах и обходе хора находятся созданные ими надгробия с изображением возлежащих фигур правителей из династии Пршемысловичей.
В трифории (трехчастный арочный проем) над арками хора ваятели мастерской Парлержа создали уникальную галерею портретных бюстов. Скульптурные портреты изображают Карла-IV и его четырех жен, его родителей Яна и Элишку, двух братьев, сына Вацлава с женой, первых пражских архиепископов, каноников, руководивших строительством храма и обоих зодчих (всего портретов - 21).
Внутреннему трифорию отвечал верхний, внешний, на колоннах которого теми же мастерами были выполнены бюсты Христа, Девы Марии и канонизированных святых. Внешняя опорная система собора покрыта богатыми орнаментальными и фигурными украшениями.
После смерти Карла (1378) строительство храма продолжал его сын Вацлав. Строительными работами руководил Петр Парлерж, а следующих 20 лет после его смерти (1399) - сыновья Парлержа Вацлав и Ян по планам отца. Эпоха Люксембургов заканчивается строительством нижней части большой южной башни (заложена в 1392). Гуситское движение и связанные с ним беспорядки препятствовали дальнейшему продвижению строительства.
В период правления В.Ягеллонского архитектор Рид украсил собор королевской молельей, балконом с висячим замком на своде, украшенным позднеготическими натуралистическими ребрами, выполненными в виде ветвей засохшего куста.

Краткий хронологический рассказ о более подробной истории строительства продолжим, вернувшись к моменту освещения алтаря (1385):
* 1392 - положен краеугольный камень в неф храма;
* 1396 - - - в основание большой башни собора;
* 1399 - смерть П.Парлержа, строительство большой башни ведут сыновья Парлержа;
Гуситское движение прервало дальнейшее возведение храма на много лет.
* 1421 - повреждение храма гуситами, уничтожение некоторых алтарей и части внутреннего убранства;
* 1509 - закладка фундамента в основание северной башни и основание колонн центрального нефа при Владиславе Ягеллонском. Однако на этом строительство п р е к р а т и л о с ь.
* 1541 - храм пострадал от пожара. Реставрируется собор под руководством зодчих Ганса Тироля и Бонифация Вольмута;
* 1560-62 - арх.Вольмут возводит над главной башней шлемовидный ренессансный купол;
* 1575-76 - строительство арх.Аосталлио капеллы над гробницей св. Войтеха;
* 1619 - во время восстания дворянских сословий собор был разграблен кальвинистами и превращен в молельню;
* 1673 визит в Прагу императора Леопольда-1 с последующей за ним новой попыткой достроить собор: закладка фундамента барочного нефа по проекту арх. Д.Д.Орси;
* 1757 - артобстрел прусской армией, после чего собор сильно пострадал;
* 1760 - шлемовидный купол башни раскалывается от удара молнии;
* 1770 - восстановление купола по пр. арх. Пакасси;
* 1861 - начало деятельности Общества по достройке собора, об этом - особая статья в руб. Барокко.
Со времен ренессанса до наших дней в интерьере собора сохранились: хоры Вольмута, Королевский мавзолей и капелла Войтеха.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Легенды Чехии:

Загадки Черного озера

News image

Дорога от Чертового озера к Черному вымощена серебристыми и золотистыми камнямии, и лежат они по обе стороны от водораздела. Нигде бо...

Легенда о святом Вацлаве

News image

Единственным источником информации о чешской языческой истории практически являются хроники. Самое ста...

More in: История и легенды

Знаменитые чехи:

News image News image
News image News image
News image News image

Погода

 

Памятные места:

Есеник

News image

Есеник – небольшой бальнеологический курорт в Чехии, расположенный в уютном месте, в окружении гор и лесов. Курорт получил св...

Японский «Сад камней» в Карловых Варах

News image

/Камни – не мёртвые материалы, они излучают энергию. Каждый камень в японском саду имеет своё значение. Сад предназначен для ...

Графитовая шахта (Чешский Крумлов)

News image

/Графитовая шахта – одна из достопримечательностей Чешского Крумлова. Путешествуя на небольшом поезде по шахте, туристы смогу...

Прага:

Башни Пражского Града

News image

Силуэт Пражского Града, видимый снизу, из города, немыслим без его знаменитых башен, каждая из которых может рассказать свою ист...

Новый Город (Нове Место)

News image

Пражский район Новый Город (Нове Место) выглядит вполне современным, тем не менее, его основание относится к XIV веку. Веку небы...

Бывший Еврейский Город. Йозефов (Josefov)

News image

Прогуливаясь по улице Pařížská по направлению от Староместской площади к набережной, мало кто догадывает...

Древние замки:

Леднице

News image

Замок Леднице находиться в Ледницко-Валтицком ареале, что в Южной Моравии и является одной из главных достопримечательностей Чех...

Замки и Крепости Чехии

News image

Скажем сразу, что посетить все замки Чехии за один прием категорически невозможно - замков в Чехии - более 2500 штук. Конечно,...

Замок Збирог

News image

Замок Збирог недалеко от города Рокицаны завершил свою реконструкцию. Здесь размещен замковый отель-«люкс» с 55 двухместными н...

Оздоровительные курорты Чехии:

News image

Подебрады

Подебрады были основаны рядом с важном бродом через реку Лабе в 1224 г. Доминантой города является замок, в котором родился по некоторым историк...

News image

Информация о курорте Яхимов

Основные методы лечения: Родоновые ванны - противопоказаны только детям до 18 лет. Эти процедуры дополняются лечебной физкультурой по специально...

News image

Курорт Дарков

Курорт Дарков был основан в 1867г., после того, как были обнаружены источники уникальной йодобромной воды. Возникновение источников относят к третич...

News image

Лечение за рубежом

Издавна представители прогрессивной части дворянства стремились проводить несколько месяцев в году на заграничных курортах, чтобы поправить здоровье...