Главная - Прага - Собор св. Вита



Собор св. Вита

собор св. вита

Предыстория.

Уже в 1344 г. будущий чешский король и император Священной Римской империи КАРЛ-IV (тогда еще маркграф) приступил к планомерному созданию чешского государства на новых принципах.
По счастливому стечению обстоятельств, ему удалось сделать то, о чем мечтали его предки - освободить Чехию от власти имперского епископства.
На папский престол под именем Климент-VI был посажен бывший воспитатель и друг Карла, кардинал Пьер Роже де Росье. От него маркграф Карл добился освобождения Пражской церкви от подчинения майнцскому архиепископу и получения права учреждения в Праге архиепископства.
По просьбе Карла папа римский в специальной булле издал указ относительно чешской королевской короны, подчеркнув ее неотчуждаемость, и скрепил своей подписью составленный Карлом коронационный ритуал чешских королей.
В ноябре 1344 года пражский епископ Арношт стал митрополитом, а король, он же архиепископ Ян Люксембургский и два его сына Карл и Ян торжественно заложили первый камень в фундамент будущего детища Карла - нового кафедрального собора св. Вита.
Остатки стенной кладки предшественниц собора - ротонды и базилики, речь о которых шла в рубрике Романский Град), хранят подвалы собора.


Кафедральный собор св. Вита безусловно наиболее ярко характеризует эпоху Карла-IV, его создателя.
Первые 8 лет ее строительство возглавлял французский архитектор Матьё (Матиаш, или Матэ, или еще проще - Матвей) из Арраса, приглашенный на двор Карла из Авиньона - места пребывания римских пап.
Матьё приступил к строительству и довел до конца замыкающую часть хора - венец капелл и колонны обхода. Задуман храм был как базилика развитого кафедрального типа, предполагалось решение интерьера с характерными признаками линеаризма, без выразительной пластичности, что соответствовало признакам французской архитектуры середины 14 века.
После смерти Матьё в 1352 году Карл поразил всех тем, что не побоялся предложить возглавить строительство престижнейшего кафедрала в одном из главных центров европейской готической культуры молодого и неопытного, но потомственного и подающего надежды зодчего. В Прагу был приглашен Петр Парлерж, который очень скоро проявил себя как незаурядная творческая личность с широким диапазоном творческой деятельности, показав весь спектр своих способностей: от художественных до технических. Этот факт еще раз подтверждает прозорливость и неординарность правителя.
Опираясь на творение своего предшественника, Парлерж радикально, но органически провел изменения в организме храма, пластично создавая звенья архитектурного комплекса. К особенностям святовитского кафедрала на том этапе можно отнести контраст между сложной опорной системой, развитой снаружи и величественным покоем интерьера. Вместо применявшегося до тех пор строгого расчленения отдельных пролетов крестового свода был использован сетчатый свод над хором (высотой 30 м), образующим замкнутую фигуру по всей площади.
Традиционная схема кафедрального собора также претерпела некоторые изменения. Они были вызваны новой программой строительства, явившейся плодом вдохновения самого застройщика - императора Карла. Теперь храм был носителем определенной идейной программы: он возводился как главное святилище страны, литургические элементы которого переплетались с репрезентативными элементами.
Все это вместе вылилось в культ канонизированного князя Вацлава, к роду которого по матери Пршемыслович, причислял себя Карл. Самое большое значение в храме придавалось капелле, освященной в честь Вацлава. Она несколько отклоняется от определенной последовательности, в которой выстраивались другие капеллы в хоре храма, как бы раздвигает фасад и вклинивается в трансепт (поперечный неф).
Необходимость освящения хора в 1385г. потребовала сооружения провизориума - временной стены, которой Парлерж закрыл хор поперек строящегося собора. Это временное продолжалось полтысячелетия.

Скульптура в храме.

Скульптурное оформление, являющееся творением ваятелей мастерской Парлержа и самого мастера, который участвовал в создании наиболее значительных произведений, отражает единство мотивировки и языка. В капеллах и обходе хора находятся созданные ими надгробия с изображением возлежащих фигур правителей из династии Пршемысловичей.
В трифории (трехчастный арочный проем) над арками хора ваятели мастерской Парлержа создали уникальную галерею портретных бюстов. Скульптурные портреты изображают Карла-IV и его четырех жен, его родителей Яна и Элишку, двух братьев, сына Вацлава с женой, первых пражских архиепископов, каноников, руководивших строительством храма и обоих зодчих (всего портретов - 21).
Внутреннему трифорию отвечал верхний, внешний, на колоннах которого теми же мастерами были выполнены бюсты Христа, Девы Марии и канонизированных святых. Внешняя опорная система собора покрыта богатыми орнаментальными и фигурными украшениями.
После смерти Карла (1378) строительство храма продолжал его сын Вацлав. Строительными работами руководил Петр Парлерж, а следующих 20 лет после его смерти (1399) - сыновья Парлержа Вацлав и Ян по планам отца. Эпоха Люксембургов заканчивается строительством нижней части большой южной башни (заложена в 1392). Гуситское движение и связанные с ним беспорядки препятствовали дальнейшему продвижению строительства.
В период правления В.Ягеллонского архитектор Рид украсил собор королевской молельей, балконом с висячим замком на своде, украшенным позднеготическими натуралистическими ребрами, выполненными в виде ветвей засохшего куста.

Краткий хронологический рассказ о более подробной истории строительства продолжим, вернувшись к моменту освещения алтаря (1385):
* 1392 - положен краеугольный камень в неф храма;
* 1396 - - - в основание большой башни собора;
* 1399 - смерть П.Парлержа, строительство большой башни ведут сыновья Парлержа;
Гуситское движение прервало дальнейшее возведение храма на много лет.
* 1421 - повреждение храма гуситами, уничтожение некоторых алтарей и части внутреннего убранства;
* 1509 - закладка фундамента в основание северной башни и основание колонн центрального нефа при Владиславе Ягеллонском. Однако на этом строительство п р е к р а т и л о с ь.
* 1541 - храм пострадал от пожара. Реставрируется собор под руководством зодчих Ганса Тироля и Бонифация Вольмута;
* 1560-62 - арх.Вольмут возводит над главной башней шлемовидный ренессансный купол;
* 1575-76 - строительство арх.Аосталлио капеллы над гробницей св. Войтеха;
* 1619 - во время восстания дворянских сословий собор был разграблен кальвинистами и превращен в молельню;
* 1673 визит в Прагу императора Леопольда-1 с последующей за ним новой попыткой достроить собор: закладка фундамента барочного нефа по проекту арх. Д.Д.Орси;
* 1757 - артобстрел прусской армией, после чего собор сильно пострадал;
* 1760 - шлемовидный купол башни раскалывается от удара молнии;
* 1770 - восстановление купола по пр. арх. Пакасси;
* 1861 - начало деятельности Общества по достройке собора, об этом - особая статья в руб. Барокко.
Со времен ренессанса до наших дней в интерьере собора сохранились: хоры Вольмута, Королевский мавзолей и капелла Войтеха.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Легенды Чехии:

Чешский Штернберг (Český Šternberk) О потерянном кладе

News image

Уже в 12 веке замок Чешский Штернберг живописно отражался в водах реки Сазавы. С того времени и до нынешних дней замок принадлежит эт...

История Праги

News image

Прага - столица Чешской Республики, в течении многих веков она восхищает своей красотой и историческими достопримечательностями, посе...

More in: История и легенды

Знаменитые чехи:

News image News image
News image News image
News image News image

Погода

 

Памятные места:

ГАРРАХОВ

News image

Горнолыжный сезон: 15.12-15.04. Известный зимний спортивный центр, расположен в западной части Крконош у подножья северных...

Завод-музей «Мозер» в Карловых Варах

News image

/Во время экскурсии посетители познакомятся с 150-летней историей легендарного завода «Мозер», увидят ценные художественные э...

С любовью из Чехии

Каждый человек, находясь в Чехии, обязательно выберет сувенир на память, потому, что невозможно уехать из этой чарующей страны без...

Прага:

Остров Кампа

News image

Кампа — это, пожалуй, самый известный и самый живописный из пражских островов. Попасть на него можно, пройдя по улице Ржични. Сн...

Где в Праге кататься на лыжах?

News image

Зима продолжается и любители зимних видов спорта стараются использовать возможность снежного отдыха. Сегодня мы рассмотрим вар...

Клам-Галласовский дворец

News image

Довольно обширный дворцовый комплекс находится на месте, где прежде был ряд объектов романского или готического происхождения. ...

Древние замки:

Замок Жлебы – романтика рода Лихтенбургов

News image

В 1289 году на месте замка Жлебы стояла оборонительная крепость, которая в 1427 году была разрушена народными дружинами Яна Г...

Замок Мельник – на стыке Влтавы и Лабе

News image

/Расположен замок Мельник на стыке двух рек – Влтавы и Лабе. Слияние рек образует русло, являя на свет одну большую реку – ко...

Замок Збирог - Праздники Чешская Республика

News image

Замок Збирог является огромным историческим комплексом. Отель расположен в маленьком городке северо-западу от города Збирог Ho&#...

Оздоровительные курорты Чехии:

News image

Подебрады

Подебрады были основаны рядом с важном бродом через реку Лабе в 1224 г. Доминантой города является замок, в котором родился по некоторым историк...

News image

Информация о курорте Яхимов

Основные методы лечения: Родоновые ванны - противопоказаны только детям до 18 лет. Эти процедуры дополняются лечебной физкультурой по специально...

News image

Лечение за рубежом

Издавна представители прогрессивной части дворянства стремились проводить несколько месяцев в году на заграничных курортах, чтобы поправить здоровье...

News image

Лечение в Чехии

Издавна Чехия славилась не только своей прекрасной природой и исполинскими замками, но и лечебными курортами. Знаменитый Карлсбад (современные Карло...