*Бедржих СМЕТАНА (1824-1884)*
Бедржих Сметана родился в Литомышле. Отец будущего композитора был
незаурядным человеком: служа пивоваром в графском имении, он много
читал, интересовался политикой. В доме его часто музицировали. Сам он
играл на скрипке и дал начальное образование своему сыну. Позже Берджих
учился игре на фортепиано у Я. Хмелика и композиции – у И. Прокша. Уже в
очень раннем возрасте Берджих Сметана проявил большую одаренность и
целеустремленность. В своем дневнике он записал: «Я хочу стать Моцартом
в сочинении и Листом в виртуозности».
С 1830 с успехом концертировал как пианист на родине и за рубежом. В
1848 Сметана основал в Праге музыкальную школу. С 1853 выступал как
симфонический дирижёр (после возвращения в Прагу организовал
абонементные концерты, на которых дирижировал также произведениями
русских композиторов). С 1856 по 1861 годы Сметана провёл в Гётеборге
(Швеция), зарабатывая дирижёрской деятельностью.
В 1866 — 1874 главный дирижёр «Временного театра». Возглавлял
музыкальную секцию «Умелецкой беседы», работал с хором «Глагол Пражский»
(писал для него произведения на чешские тексты). После внезапной потери
слуха в 1874 Сметана прекратил исполнительскую деятельность. В 1882 у
него проявились признаки душевного заболевания. Скончался композитор в
Праге 12 мая 1884.
Страстный поклонник творчества Листа, Сметана стал первым чешским
композитором, которому удалось сочетать национальные музыкальные
элементы с общеевропейским стилем. Вершинами его композиторского
наследия являются оперные и программные симфонические сочинения.
Основоположник чешской оперы, Сметана разработал её жанры —
героико-патриотический («Бранденбуржцы в Чехии», посвятил изгнанию
немцев в 13 в., музыка пронизана песенно-маршевыми интонациями),
лирико-комический («Проданная невеста», в музыке использованы ритмы и
интонации чешских народных песен и танцев), трагический («Далибор»),
эпический («Либуше», воспевает мудрость и силу чешского народа).
Главные достижения Сметаны в других жанрах связаны с циклом из шести
симфонических поэм «Моя родина», который утвердил классические традиции
чешской симфонической музыки (продолжены и развиты А. Дворжаком) —
демократизм, национальная самобытность, патриотизм. В работе над циклом
Сметана, опираясь на традиции романтического программного симфонизма
(главным образом Ф. Листа), использовал исторический материал, народные
легенды и мелодии. Все части «Моей родины» посвящены чешским темам:
«Вышеград» (замок чешских королей), «Влтава» (главная река Чехии),
«Шарка» (чешская воительница), «В чешских лугах и лесах» (пастораль с
картинами сельского праздника), «Табор» (крепость гуситов), «Бланик»
(гора, в которой, по преданию, спит гуситское войско).
Многие камерно-инструментальные произведения Сметаны носят трагический
характер, окрашены личными переживаниями (смерть близких, собственная
болезнь и потеря слуха). Народно-песенными интонациями проникнуты
вокальные произведения, ритмами народных танцев — многие фортепьянные
пьесы. Исполнением цикла «Моя родина» ежегодно открывается музыкальный
фестиваль «Пражская весна».
Читайте: |
---|
Легенды Чехии:
Локет (Loket) О проклятом градоначальникеСреди всех градоначальников Локета, самым жадным и жестоким прослыл пан Ботго из Еуленбурга или Пута из Ильбурга. Не знал он жалос... |
История города Кутна ГораИстория древнего чешского города Кутна-Гора неразрывно связана с добычей серебряной руды. Еще в раннем средневековье местные шахты ст... |
More in: История и легенды |