Ян Шванкмайер
Сделав дюжину фильмов и получив дюжину наград, Ян Шванкмайер (1934 года рождения) считается по праву одним из лучших чешских кинорежиссеров, который до
сих пор жив. Тем не менее, кажется, что он больше популярен заграницей,
а не в Чешской Республике. Несмотря на бурные аплодисменты критиков и
известность среди Чешских артистов, его работа никогда по настоящему не
увлекала чешскую публику.
Основная трудность в том, что он создает фильмы, которые трудны как для
восприятия, так и для понимания. Его причудливая смесь образов из ночных
кошмаров, комедии и аллегорий в форме живых событий совершенно не
вписывается в традиционные схемы восприятия. Его фильмы непредсказуемы,
часто с переменным настроением, ироничные, лишенные пафоса. На экране
мало настоящих эмоций, его персонажи, кажется, ограничены своими
желаниями и ложными толкованиями, они не привлекательны зрителю. Если
там есть создающие приятную атмосферу эпизоды, то и они становятся
предметом для насмешек в гротескном тоне. И это обычно лишь аллегория,
которую можно понять так же, как и картины Дали.
Шванкмайер был достаточно известен в 1960-ых, когда он делал признанные
короткие ролики. Впечатлив жюри на фестивале в Каннах в 1965 году, и
начав считаться ведущим чешским сюрреалистом с 1969, он создал большую
часть своих значимых фильмов после инвазии в 1968. К середине 1970-ых
ему запретили создавать фильмы, но через несколько лет этот указ был
отменен. В начале следующий декады, он получил международное признание
за короткие ролики, вдохновленные Эдгаром Аланом По – и за многие другие
также, включая например «Возможности диалога» 1982.
Более поздние его киноролики включают фильм «Еда» (1992 год), комичная
аллегория о потребительстве, которое не останавливается даже перед тем,
чтобы есть нездоровую пищу. Зачем останавливаться после обыкновенной
трапезы?
Его фильмы не были однозначно политическими. Темы, которые больше всего высветляет Шванкмайер достаточно универсальны. Он увлечен желаниями и нуждами тела, в основном – потребностями в еде и сексе, что он и воплощает животным,
немного отталкивающим способом. Его герои напоминают животных больше,
чем людей, они чаще едят, нежели говорят.
Художественные фильмы Яна Шванкмайера включают две адаптированные версии
литературной классики. В 1988 он, вероятно, создал один из лучших и
самых популярных своих фильмов – «Алиса» (1988) – фильм для взрослых,
сюрреалистическая сказка-кошмар из снов-фентези – переосмысленная «Алиса
в стране чудес». И дело даже не в том, что фильм чрезвычайно
фантазийный, он еще и весьма близок к роману-первоисточнику, это скорее
попытка зафиксировать сон. «Фауст» 1994 превращает трагедию практически
в безмолвную медитацию, постоянно прерываемую проблесками оригинальной
игры, похожий больше на фарс.
Фильм «Конспираторы удовольствий» 1996 концентрируется на нескольких
персонажах, которые зависят от своих фетишей. Практически безмолвный,
снятый в виде причудливой комедии – это один из самых спорных его
фильмов. В особенности из-за ощущения, что кинорежиссер повторяет себя
самого, самым неприятным образом.
«Полено» (2000) – это фентези, вдохновленное старой чешской сказкой. Его
недавний фильм «Безумие» (2005), основан на рассказах Э. А. По и Маркиза
де Сада.
Читайте: |
---|
Легенды Чехии:
Владислав II и Фридрих БарбароссаНа последней исторической прогулке мы говорили о князе Собеславе как о мудром и честном политике, которому удалось стабилизировать о... |
Династия Пжемысловичей, Люксембургская ДинастияДинастия Пржемысловичей Первый князь этой династии Боривой вступил на трон в 867 году, однако Прага стала столицей королевства тол... |
More in: История и легенды |