Евген Неван
Евген Неван (1914-1967) - младший представитель поколения 1909 ,
большой группы чехословацких художников, заложившей основы современного
изобразительного искусства страны. Основной чертой художественной
программы поколения, становление которого происходило во время первой
мировой войны, стало следование традициям французского импрессионизма и
постимпрессионизма.
Искусство Сезанна и Ренуара, Дерена и Матисса явилось для них основным
художественным и идейным фоном. Детство и юность Евгена Невана прошли в
Липтовском Микулаше - крупном словацком промышленном центре.
Евген-гимназист увлекается рисунком, пробует писать маслом, интересуется
историей искусств. Его любимые мастера - Поль Сезанн и немецкий
экспрессионист Георг Гросс. Будущий художник с ранних лет был хорошо
осведомлен в вопросах изобразительного искусства: ни один из
художественных журналов, появлявшихся в Микулаше, не оставался вне его
поля зрения.
Окончив гимназию, Неван, по решению семьи, переезжает в Прагу, где
поступает на медицинский факультет Карпова университета. За два года
учебы в университете он успел окунуться в культурную жизнь столицы;
постоянное посещение художественных галерей, выставок, библиотек
расширило кругозор юноши, принявшего окончательное решение отказаться от
избранной родителями профессии врача.
Евген Неван поступает в Академию художеств в Праге. С 1936 по 1939 год
он учился в классе профессора Вилли Новака. В 1937 году начинающий
художник впервые попадает в Париж, где в те дни проходила Всемирная
выставка. Живое, непосредственное знакомство с последними достижениями
французского и мирового искусства, известного ему в большей степени по
репродукциям, произвело на Невана сильное впечатление. С этого временя
увлечение Дереном, с его сумрачным колоритом и суровой красочной гаммой,
сменяется интересом к жизнеутверждающей декоративности Матисса. Вслед за
Матиссом Неван обращается к теме интерьера, в который вводит женские
фигуры. Одна из первых работ художника - Читающая девушка у окна
(1937, Словацкая национальная галерея, Братислава) - прямо указывает на
влияние прославленного французского мастера. На протяжении всего
творчества женская фигура, часто обнаженная, окруженная привычной
будничной обстановкой, останется центральным мотивом картин Невана.
Последний год обучения художника в Академии был ознаменован трагическими
для европейской истории событиями. Осенью 1938 года состоялся позорный
Мюнхенский сговор Произошел раздел Чехословакии на два марионеточных
государства: протекторат Чехии и Моравии и клерикально-фашистское
Словацкое государство. С большинством соучеников-словаков Неван был
вынужден остаться в Праге. Ужасы войны, гибель миллионов людей,
департация мирных жителей в концлагеря (избежать которой художнику помог
лишь счастливый случай) не оставляют его равнодушным. Один из
исследователей творчества Невана отмечает, что в произведениях
художника, бывшего певцом поэзии тишины , в годы войны слышится крик
трагедии .
В 1943 году Неван создает полотно Лидице , выразив им свой гражданский
протест против варварского уничтожения фашистами чешской деревни,
стертой с лица земли после покушения на гауляйтера Чехии Гейдриха.
Экспрессионистически трактованная сцена пепелища с распятым на кресте на
переднем плане слева и двумя скорбными фигурками сидящих плакальщиков
справа - выдержана в зелено-коричневых тонах. Столь же драматичны и
экспрессивны и другие композиции военных лет: Сон Якоба (1942),
Убитый (1943), Натюрморт на тему войны. Натюрморт с картой и черепом
(1944).
В 1945 году художник возвращается в родную Словакию. Потемневшая за
время войны палитра живописца, ушедшего из сферы личных переживаний к
теме общечеловеческой трагедии, светлеет, становясь вновь радостной и
мажорной. Героини его послевоенных картин - женщины, в первую очередь
балерины. Интерес к миру танца во многом возник у художника под влиянием
жены-балерины. Неван пристально изучает искусство балета, а вскоре
становится даже членом профессионального балетного жюри. Его картины В
уборной , Отдых балерин , Весенний полдень , с их чисто декоративным
решением, по-своему монументальны, проникнуты ощущением радости бытия.
Неван, всегда пытавшийся органично соединять рисунок с цветовой
моделировкой, со второй половины 40-х годов увлекается графикой. В
технике рисунка и литографии, монотипии и сухой иглы он продолжает
разрабатывать излюбленный мотив обнаженного женского тела. В начале 50-х
годов художника увлекает орнаментальность национального костюма.
Народные мотивы становятся новым импульсом для создания интересных
композиционных и колористических решений в живописных и графических работах.
Евген Неван, активную творческую и общественную деятельность которого в
конце 1950-х годов приостановила тяжелая болезнь, привнес в словацкое
искусство традиции постимпрессионизма, и в первую очередь фовизма.
Последнее течение в значительной степени сформировало художественный
стиль мастера, живописные и графические работы которого всегда
отличались почти классической гармоничностью, лирической стройностью и
раздумьями над красотой человека .
Читайте: |
---|
Легенды Чехии:
Легенда замка ОрликВ недоступных лесах Чехии на берегах Влтавы было тайное убежище грабителей, наводивших ужас на все окрестности. Они были жестокими ... |
Карлов мостЭтот мост наверное один из самых известных в мире. Если мы говорим Чехия, Прага и как эхо слышится Карлов мост. Но мост, который б... |
More in: История и легенды |