Замок Карлштейн
Среди романских и готических замков, сохранившихся в центральной Европе, лишь немногие могут соперничать с Карлштейном по красоте местоположения, архитектурному совершенству, па числу сохранившихся в нем художественных сокровищ. Башни Карлштейна напоминают зу6цы королевской короны, венчающей лесистые холмы на подступах к Праге. В 1346 г. на чешский престол вступил король Карл IV. Два года спустя, в 1348 г., следуя воле короля, чешский архиепископ Арношт из Парду6иц торжественно заложил первый камень нового замка Карлштейн, который должен был стать не талька резиденцией короля, на и хранилищем регалий, сокровищницей Чешского королевства. Закладка Карлштейна, совершившаяся почти одновременна с основанием Нового города и университета в Праге, заняла важное место в ряду культурных свершений XN в. Возведение замка была завершена по тем временам очень быстро в течение семи лет. Уже в 1355 г. король Карл IV жил в Карлштейне, а в 1357 Г., стремясь подчеркнуть значение нового замка, учредил Карлштейнский капитул.
Карлштейн сохранял свое значение не только до конца жизни короля Карла IV, но и при его сыне, Вацлаве IV. В 1422 г., во время гуситских войн, когда замок Карлштейн осаждался гуситами, он подвергся сильным разрушениям. В XVI в. архитектор О. Авасталис провел реставрацию замка, придав ему ренессансный характер. Но с тех пар значение Карлштейна не поднималось до прежнего уровня. В 1619 г. из Карлштейна была вывезена сокровищница чешской короны, в 1625 г. замок был отдан во владение чешским королевам, а в1626 г. Карлштейн был заложен частному лицу. В прошлом веке (1888-1897) замок Карлштейн подвергся реставрации, а с 1919 г. стал государственной собственностью.
Современная экспозиция в замке была сделана в 1955 Г., и с этого времени практически каждый посещающий Прагу турист наносит визит в замок Карлштейн, сокровищницу искусства чешской готики. Место для постройки Карлштейна было выбрано как нельзя более удачно - замок расположен на пяти уступах высокой скалы с отвесно спускающимися стенами. Карлштейн повышается уступами с запада на восток и делится на две части: нижнюю (буркграфство) и верхнюю (королевский дворец, костел Богоматери и большая башня).
Через второй двор замка (двор буркграфства), отделявшийся от первого рвом, через специальные входные ворота лежит путь на третий двор замка, где были сосредоточены его основные постройки: королевский дворец, собор Богоматери и самая высокая точка замка - башня с часовней св. Креста. В ней помещалась сокровищница чешской короны. Значение этой башни как сокровищницы было подчеркнуто неприступным характером ее стен (толщина стен достигает четырех метров). Стены часовни св. Креста выложены отполированными полудрагоценными камнями, а над ними видны написанные на дереве изображения святых, исполненные чешским живописцем Теодарихом. Свод капеллы был усыпан позолоченными и стеклянными и хрустальными осколками, которые как бы имитировали усыпанное звездами небо.
Между большой башней с часовней св. Креста и королевским дворцом расположен собор Богоматери. В XVI в. между дворцом и собором построили крытые галереи-переходы. Стены костела, находящегося на территории собора, украшены росписями, которые отличаются реалистической манерой исполнения. Эти изображения почти современных художнику сцен из жизни Карла IV. В особенности выразительна сцена, изображающая короля с крестом и реликвиями. Король Карл IV написан в профиль, но от этого ничуть не пострадало портретное сходство. Это первые в чешском искусстве реалистические портреты, перекликающиеся со скульптурными портретами в пражском соборе св. Вита.
В юго-западной части собора находится личная молельня короля Карла IV. Как утверждают историки, когда король находился в часовне, никто не смел его беспокоить, а в случае крайней необходимости ему можно была передать важные документы! через специальное отверстие у самого пола в стене часовни.
Сильнее остальных сооружений пострадал от позднейших перестроек королевский дворец. Большая часть первоначальных готических элементов дворца была уничтожена при его ренессансной перестройке. В самой нижней части дворца располагались погреба, выше - конюшни и сараи; над ними помещения для императорского двора. На третьем этаже находились личные покои короля. В кабинете Карла IV сохранилась старая облицовка стен. Непосредственно к кабинету примыкала спальня короля, соединявшаяся винтовой лестницей с расположенными в следующем этаже покоями королевы. Покои императора соединялись деревянной галереей с церковью Богоматери, находившейся неподалеку от королевского дворца.
Читайте: |
---|
Легенды Чехии:
История города королевыМестность здесь с древнейших времен была болотистой, с множеством рек и речушек. В центре этой своеобразной Гримпенской трясины нах... |
История Чехии 1004 - 1061 ггГудзь-Марков Алексей Викторович История славян Мы прервали повествование о Чехии на той поре, когда Польша Болеслава I активно вм... |
More in: История и легенды |