Карлов мост

карлов мост

Этот мост наверное один из самых известных в мире. Если мы говорим Чехия, Прага и как эхо слышится Карлов мост.

Но мост, который был построен по указанию Карла IV был на самом деле не первым построенным мостом через Влтаву в этом месте.

В Х веке, правда немного севернее расположения Карлова моста, был построен деревянный мост через Влтаву, но в 1157 году он был разрушен наводнением.

Это значительно усложнило жизнь и торговлю людей, которые жили на разных берегах города и тогда король Владислав II отдал приказ построить первый каменный мост, который в последствии назвал именем своей жены Юдити (Юдифи) которую не слишком любили в Чехии. Пражане не могли ей простить того, что в высшие органы управления она «протаскивала» своих немецких соплеменников.
Юдитин мост строили с 1158 по 1172 годы итальянские мастера.
Длина моста была около 514 метров, ширина 7 метров, стоял он на 27 низких опорах.

До сих пор в подвалах некоторых домов сохранились остатки арок, основания опор на дне Влтавы и малая башня в районе Малой Страны.
Бывшая башня Юдитина моста в наши дни является составной частью монастыря крестоносцев (теперь это Музей Карлова моста).
Юдитин мост простоял 170 лет.
В феврале 1342 г. большая часть моста была разрушена ледоходом.

Долгое время после разрушения моста переправа шла по деревянным настилам, но в 1357 году король Карл IV заложил камень в строительство нового моста.

Существует легенда о волшебном сочетании цифр для выбора дня строительства моста и о том из чего мост был построен Правда нужно учесть что это легенда и на самом деле ни день, ни время начала строительства неизвестны.

Первым строителем моста был мастер Отто, которого звали также Отлином. Лишь в 60-е годы 14-го столетия к строительству подключился Петр Парлерж, который строил мост до самой своей смерти в 1397 году.

Карлов мост трехпролетный, и его часть в направлении против течения немного выгнута. Так как мост был построен на скалистом основании, его опоры стоят на сваях из дуба, утяжеленных мельничными жерновами. Как показало зондирование в 19 веке, мельничные жернова соединены железными скобами, залитыми оловом.

Карл IV умер в 1378 году и в 1406 году строительство моста завершил уже король Вацлав IV т.е. мост строили 49 лет с 1357 года по 1406 годы.

Именно потому оба этих короля вместе со Св. Витом, покровителем Римской империи, увековечены сидящими на троне на фасаде мостовой башни со Староместской стороны.

Со стороны Малой Страны стоят две башни. Меньшая, сохранилась со времен первого моста, а большая был построена во второй половине XV века. Между ними со времени средних веков стоят ворота, украшенными гербами.

Прежде в арке этого сооружения были ворота, которые закрывались железной решеткой, опускавшейся в случае опасности.

Так в 1611 году, когда в Прагу вторглись немцы из Пассау, разграбившие Малую Страну, то их, мчавшихся по мосту к Старому Месту, ворота сумели задержать.

Башня стойко сражалась с врагом и в 1648 году во время нападения на город шведов.

Важные даты из истории Карлова моста

• 1357 г. - закладка первого камня в фундамент нового королевского моста.
• 1367 г. - спустя всего 10 лет после начала строительства свой непростой характер показала Влтава, когда наводнением был полностью разрушена одна из «каменных ног» тогда еще строящегося моста.
• 1378 г. - похоронная роцессия Карла-IV проходит по достраивающемуся мосту
• 1406 г. - окончание строительства моста
• 1412 г. - на обеих мостовых башнях сторонники ректора пражского университета Яна Гуса прикрепили вывески с протестом против «индульгенций» (отпущения всевозможных грехов за денежное вознаграждение).
• 1432 г. - после обильных ливней мост разделился на 3 части: серьезно пострадали 5 устоев и обрушились три пролета (а 4-мя годами позже на отремонтированном мосту проходил великолепный рыцарский турнир).
• с 1621 г. по 1631 г. Староместскую башню украшал жуткий декор - для устрашения в железных корзинах здесь были вывешены головы чешских дворян, участвовавших в сословном восстании против правления Габсбургов.
• 1648 г. - три месяца под обстрелом шведов обороняют мост студенты во время 30-летней войны, когда происходит уничтожение готического декора западной стороны Мостовой башни. Вестфальское перемирие со шведами было подписано прямо на середине Карлова моста.
• 1780 г. Мост стал называться Карловым по предложению Карла Гавличека Боровского. Прежде его называли Каменным или просто Пражским
• 1784 г седьмой устой Карлова моста был подмыт водой и неожиданно рухнул в воду вместе с будкой стражников, присматривающих за порядком на мосту. Все пять стражников утонули. С тех пор стража с моста была снята. Сам мост устоял, но при этом, чтобы избежать возможного разрушения, было запрещено движение транспорта и ограничен проход пешеходов. Поврежденный мост восстанавливался на средства австрийского императора Иосифа-II.
• 1723 г. - мост осветили масляные фонари, сменившееся на газовые в 1866 г.
• 1759 г. - открыто транспортное движение за особую плату.
• 1844 - на месте старых сходов на остров Кампа сооружается парадная лестница
• 1848 г. - новую страницу в истории вписывают студенты: на мосту стоят баррикады против пушек.
• 1883 - по мосту от Национального театра до Малостранской площади начали ездить первые пражские трамваи (до 1908 г.,).
• 1890 г. - самое катастрофическое наводнение в истории Карлова моста, когда «столетняя вода» унесла десятки жизней в городе и разрушила три пролета, вывернув два устоя: оторвавшиеся от берега плоты заблокировали течение воды между опорами. Одичавшей водой были смыты две ценные статуи работы Яна Брокоффа. Ремонт моста продолжался 2 года. С тех пор масштаб наводнений не был так велик.
• 1965 г. - полностью отменен проезд автомобилей
• 1966 - 75 г.г. - были проведены реконструкции моста. На всем протяжении моста сняли асфальт, положенный в 20-е годы 20-го века, заменив его гранитной пластиной, вместо поврежденных блоков песчаника положили новые.
• с 2007 года проводится ремонт верхней части моста и мостовых арок.

В течение пяти веков Карлов мост был единственным мостом через Влтаву.
Официально длина моста равна - 515 м, но по всей видимости, мост тянется и под землей в тех местах, по которым никто с середины 19 века не проходил.

Во время проведения реконструкции археологам удалось выкопать средневековую стену на Малостранской стороне, которая скорее всего, является боковой стороной Карлова моста.

Так что даже в наше дни Карлов мост еще полностью не изучен и возможно мы еще узнаем много интересного об этом великолепном сооружении.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Легенды Чехии:

История города королевы

News image

Местность здесь с древнейших времен была болотистой, с множеством рек и речушек. В центре этой своеобразной Гримпенской трясины нах...

Гуситская революция, Династия Габсбургов, Битва у Белой Горы

News image

Чехия весьма успешно развивалась в 13 в., во времена правления Пржемысла II Отакара из династии Пршемысловичей, и достигла пика своег...

More in: История и легенды

Знаменитые чехи:

News image News image
News image News image
News image News image

Погода

 

Памятные места:

Махово Озеро – лучшая здравница Чехии

News image

Одно из красивейших мест во всей Чехии, Махово Озеро обладает своим поистине неповторимым волшебством. Его загадочные леса, ...

Завод-музей «Мозер» в Карловых Варах

News image

/Во время экскурсии посетители познакомятся с 150-летней историей легендарного завода «Мозер», увидят ценные художественные э...

ГАРРАХОВ

News image

Горнолыжный сезон: 15.12-15.04. Известный зимний спортивный центр, расположен в западной части Крконош у подножья северных...

Прага:

Злата улочка

News image

При посещении Пражского Града никак нельзя не пройти по легендарной и знаменитой Златой улочке, которая представляет собой на ре...

Описание Праги

News image

Прага один из самых красивых, романтичных и наиболее сохранившихся городов Европы. С X века Прага является столицей Чешского гос...

Староместская башня Карлова моста

News image

Староместская башня Карлова моста, по мнению многих является одним из самых красивых европейских строений в готическом стиле. Эт...

Древние замки:

Замок Глубока-над-Влтавой ( чешск. Hrad Hlubokа nad Vltavou )

News image

Замок Глубока-над-Влтавой расположен в 8 километрах от города Ческе-Будеёвице в Южной Чехии. Его заложили ещё в XIII веке предст...

Чешский Штернберк

News image

Замок Чешский Штернберк, высящийся на скале над рекой Сазавой, - один из самых сохранившихся памятников архитектуры средневеково...

Замок Орлик – оплот рыцарской романтики

News image

Замок Орлик построен в 13-м веке и первоначально служил оборонительной крепостью, для охраны моста через реку Влтаву. В то...

Оздоровительные курорты Чехии:

News image

Подебрады

Подебрады были основаны рядом с важном бродом через реку Лабе в 1224 г. Доминантой города является замок, в котором родился по некоторым историк...

News image

Информация о курорте Яхимов

Основные методы лечения: Родоновые ванны - противопоказаны только детям до 18 лет. Эти процедуры дополняются лечебной физкультурой по специально...

News image

Курорт Дарков

Курорт Дарков был основан в 1867г., после того, как были обнаружены источники уникальной йодобромной воды. Возникновение источников относят к третич...

News image

Курорт Теплице

Город-курорт Теплице расположен в живописной местности у подножия заповедных Крушных гор на высоте 220 м. над уровнем моря. Курорт Теплице наход...