Градчанская площадь и окресности
Градчанская площадь является историческим центром района Градчаны. Планировка площади сохранила практически в том же виде, что и в середине XVI в. Тогда вокруг площади располагались дома горожан, но в 1541 г., после того как пожар уничтожил большинство домов, на их месте были построены дворцы церковной и светской аристократии.
Шварценбергский (Лобковицкий) дворец, расписанный сграффито, представляет собой один из самых ярких образцов чешской ренессансной архитектуры. Здание располагается на самом заметном месте, образуя единый ансамбль с Пражским Градом. Этот дворец практически полностью сохранил свой первоначальный облик, что в Праге большая редкость.
Дворец был построен в 1563 г. и первым его хозяином был бургграф Пражского Града Ян из Лобковиц. Автором проекта был А. Влах. Отделка продолжалась до 1580х гг. В последнем десятилетии XVI в. род Лобковицких впал в немилость у императора Рудольфа II, и дворец был конфискован в пользу государства.
В 1600 г. дворец был продан, после чего на протяжении более чем 100 лет переходил из рук в руки, пока в 1719 г. его не приобрел дворянский род Шварценбергов. Новые владельцы переделали дворец в стиле позднего барокко, реконструкция осуществлялась по проектам А. Е. Мартинелли и М. Каневалле.
Со временем, как и многие другие градчанские здания, Шварценбергский дворец опустел, так как его владельцы перебрались поближе к императорскому двору, в Вену. В начале XX в. во дворце находилась военная конюшня, а 1908 г. он был сдан в бесплатную аренду Национальному техническому музею для устройства выставок. С 1947 г. Шварценбергский дворец стал использоваться под экспозиции Военноисторического музея, а в 2000 г. перешел в ведение Национальной галереи.
Дворец имеет в плане т-образную форму. Правый флигель ниже левого и соединен с ограждением, замыкающим внутренний дворик.
Наиболее примечательными деталями архитектуры дворца являются фасады, украшенные сграффито, в которых присутствует влияние мотивов итальянского ренессанса. На фасаде выделяется выступающий вперед карниз с люнетами, а ступенчатый фронтон украшен пилястрами.
На одной из печных труб дворца находятся ренессансные солнечные часы, которые видны только с одного места — от дома «У двух солнц» на улице Нерудовой. По обе стороны часов находятся изображенные в технике сграффито символы дня и ночи — петух и сова. Латинская надпись под часами «Ноrа ruit» переводится, как «Время бежит».
В интерьерах Шварценбергского дворца наибольший интерес вызывают залы на третьем этаже, где можно увидеть замечательно расписанные потолки. Росписи в главном зале выполнены темперой на холстах, натянутых на специальные деревянные конструкции. Тематика росписей взята из произведений Гомера. В расположенном рядом зале имеются росписи, выполненные по гравюрам В. Солиса. Рядом со Шварценбергским дворцом находится Салмовский дворец, принадлежавший до 1811 г. Вилему Валентину из Салма. Затем его выкупил Йозеф Шварценберг и присоединил к своему дворцу. Рядом со дворцом в настоящее время находится памятник первому чешскому президенту Т. Масарику.
Раннебарочный Тосканский дворец построен в 1691 г. Над порталами с колоннами находятся гербы тосканских герцогов, которым дворец принадлежал с 1718 года.
На Градчанской площади находится одно из немногих зданий, сохранившихся после пожара 1541 г. — приходской костел Св. Бенедикта, построенный в XIV в. Первоначально костел был готическим, однако после нескольких реконструкций приобрел барочный вид.
В 1626 г. костел был передан ордену кармелиток, а в 1655 г. рядом с ним были построены монастырские здания, которые в долгое время использовались как гостиница для важных гостей города. В настоящее время по закону о реституции костел и монастырь вновь перешли к ордену кармелиток.
Здание бывшей Градчанской ратуши было построено в 1604 г. вместо первого, уничтоженного пожаром. Строительство началось после того как Градчанам был пожалован статус королевского города. От новой ратуши сохранились расписанный в технике сграффито фасад, на котором еще можно увидеть фрагменты императорского герба и герба Градчан. После того как при Иосифе II пражские города были объединены в один, ратушу упразднили, а ее здание отдали под жилой дом.
Мартиницкий дворец получил свое название по имени владевшего им в начале XVII в. Ярослава Боржиты из Мартиниц. Сам дворец был возведен в XVI в., но сын Боржиты после 1620 г. приказал его расширить и переделать в позднеренессансном стиле, в результате чего появился сохранившийся до наших дней декор. Росписи стен были обнаружены под штукатуркой только в 1971 г., в ходе восстановления дворца. Во времена социализма в Мартиницком дворце размещалось Главное архитектурное управление Праги, а в настоящее время — Главное управление территориального развития. В залах дворца довольно часто устраиваются выставки.
Грзанский дворец, расположенный в доме № 9 по Лоретанской улице, идущей от Градчанской площади, первоначально имел готический вид и принадлежал известному архитектору Петру Парлержу. В XVI в. дворец был перестроен в ренессансном стиле, а в XVIII в. его реконструировали, после чего в декоре дворца появились некоторые элементы позднего барокко. Название дворец получил благодаря роду Грзанов, который некоторое время владел им.
Слева от Пражского Града, за Градчанской площадью, находится старинный Архиепископский дворец, в котором и сейчас размещается пражский архиепископат.
Первоначально, в ХХII вв., резиденция пражских епископов располагалась рядом с собором Св. Вита, в Третьем дворе Града. На этом месте до сих пор сохранился старый дом пробста. Впоследствии резиденция была перенесена в Епископский двор, находившийся рядом с Юдифиным мостом.
Во время Гуситских войн старый Епископский дворец был уничтожен, от него до настоящего времени сохранилась только башня на Мостецкой улице.
Строительство нового дворца началось в XVI в. Первоначально здание предназначалось для фаворита императора Фердинанда I Флориана Гриспека, секретаря чешской палаты. Пожар 1541 г. приостановил строительство, а в 1561 г. недостроенное здание выкупил император Фердинанд I и передал его архиепископу Антонину Брусу под новую резиденцию. Этот поступок императора был призван показать всему миру, что Прага вновь вернулась к католичеству после разгрома гуситского движения.
Проектировал дворец архитектор Б. Вольмут, а строительством, продолжавшимся с 1562 по 1564 г. руководил У. Аосталли. Дворец в первоначальном ренессансном варианте просуществовал недолго, уже в 1675 г. началась его перестройка в раннебарочном стиле по проекту Ж.Б. Матея, которая длилась до 1694 г. В 1720х гг. была построена епископская канцелярия (консистория).
В 1764 - 1765 гг. архиепископ Антонин Пршиховский поручил архитектору, последователю пражской школы рококо Иоганну Йозефу Вирху, провести еще одну полную перестройку здания, после которой дворец в общих чертах приобрел свой нынешний вид.
Архиепископский дворец представляет собой четырехэтажное здание в четыре крыла, с внутренними дворами. Первый двор разделен на две части мостиком с аркадным коридором, пространство между консисторией и дворцом занимает второй двор, а еще один, находящийся с северной стороны дворца, окружен хозяйственными постройками.
Читайте: |
---|
Легенды Чехии:
Исторические города ЧехословакииРазвитие государственности было закончено лишь в 12 веке, когда произошло окончательное объединение Чехии и Моравии. Чрезвычайное зна... |
Локет (Loket) история городаГород Локет расположен на берегу реки Одр в 15 километра от Карловых Вар. Свое название город получил из-за изгиба реки, который напо... |
More in: История и легенды |