История Карлова моста
Речь пойдет о самом старом пражском мосте, который одновременно является одним из красивейших на свете. Первоначально мост назывался Пражский или Каменный и только в 1870 году был переименован в Карлов. На его месте первоначально стоял мост романский, называвшийся в честь жены короля Владислава I. (1140 - 1172) Юдитин. Построен он был в 1158 - 1171 годах, в 1272 его серьезно повредило наводнение и его остатки потом не выдержали 3 февраля 1342 года натиска льда, дерева и других материалов, принесенных наводнением. В свое время уничтожение моста приравнивалось к народному бедствию.
После этой катастрофы долгое время использовался временный деревянный мост и только 9 июля 1357 года в 5 часов 31 минуту положил король Карл IV. (1346 - 1378) закладной камень нового моста. Дата и точное время были выбраны с учетом взаимного расположения Солнца и Сатурна, что по мнению астрологов для такого начинания было самым подходящим и благоприятнейшим моментом в году. Строительство было поручено молодому швабскому архитектору Петру Парлержу и его людям, которые мост закончили в начале 15 столетия. Его длина 520 метров а ширина 10 метров, стоит на 16 опорах, построен из песчаниковых блоков и сомкнутый между входными воротами с башнями, из которых Староместская мостовая башня тоже является делом рук Петра Парлержа, между тем как Малостранские мостовые башни были построены в другое время.
На перилах установлены тридцать скульптур и скульптурных групп святых, которые были установлены в 1683-1714 годах, и которые делом рук известных художников эпохи барокко (М. Б. Браун, отец и сыновья Брокоф и т.д.). Скульптуры, уничтоженные во время наводнений, разрушительному воздействию которых мост подвергался на протяжении столетий (например, в 1784, 1890 годах), заменили произведения современных скульпторов. С 1965 года первоначальные скульптуры, изготовленные из чешского песчаника, постепенно заменяются копиями а оригиналы размещаются в лапидарии Национального музея и Национальной галерее.
Карлов мост был до 20 столетия прежде всего важной коммуникацией, по которой перемещались люди и товары с одного берега реки на другой. Благодаря этому, на мосте был проведен ряд мероприятий, регулирующих движение на нем. С 1707 года вышел указ о правостороннем движении а в 1723 году мост был освещен масляными фонарями, замененными в 1866 году газовыми. Познее, его канделябры были приспособлены для освещения электричеством, которые действуют и по сегодняшний день. Разные вмешательства в покрытие моста (асфальт, тротуары) были закончены укладкой брусчатки в 70-х годах 20-го столетия.
Описание скульптур и скульптурных групп начиная с левой стороны в направлении от Староместской мостовой башни:
Конец моста стоит над Островом влюбленных , как еще называют Кампу, куда можно сойти прямо с Карлова моста по ступенькам размещенным на левой стороне. Они были построены в 1844 году Иосифом Краннерем в новоготическом стиле. Малостранская часть Карлова моста заканчивается Малостранскими мостовыми башнями, ворота которых открывают вход на Малу Страну, основанную в 1257 году Пршемыслем Отакарем. II (1253 - 1278) как Нове Место пражское выселением старых жителей, место которых заняли немецкие колонисты. Когда в 1348 году Карлом IV основанное пражское место начало называться Новым Местом пражским, Малая Страна была переименована Меньшее Место пражское.
Карлов мост всегда был местом, к которому обращалась фантазия художников разных жанров и которое также занимает большое место в народной литературе. В одной сказке, например, упоминается о водяном, живущим под четвертой аркой моста. Говорят, жил он здесь уже давно, еще до основания Карлова моста в своем обиталище под опорой и радовался большому богатству от собранных душонок.
Но уходили года а водяной старел, и стало ему в одиночестве под водой тоскливо и решил он однажды бросить ремесло водяного и основал на берегу Кампы прокат лодок. Другая легенда связана со строительством моста. Для того чтобы был мост крепкий и стойкий, приказал архитектор мешать в раствор известь с вином и яйцами. В Праге все же столько яиц не было и король Карл приказал привозить яйца со всех городов чешских. Жители Велваршти послали вместо сырых яиц варенные вкрутую, чтобы по дороге не разбились а жители Унгоште послали вместе с яйцами творог и сыр. И поэтому Карлов мост построен основательно, ибо в его основании есть вино из пражских виноградников, творог и сыр из Унгоште и яйца из всей Чехии. И все же самая известная легенда это легенда о проклятом мече. Где-то в кладке замурован проклятый меч Брунцвика, но никто не знает где. Но говорят однажды, когда придут на чешскую землю тяжелые времена, выедет святой Вацлав во главе бланицких рыцарей чтобы помочь и тогда на Карловом мосту его конь споткнется о камень, тот выворотится а под ним обнаружится славный меч Брунцвика. Святой Вацлав его вытащит и воскликнет: Всем врагам земли Чешской склонить головы! . И с тех пор воцарится в Чехии мир и покой навсегда.
Главный фасад архиепископского дворца, обращенный в сторону Градчанской площади, состоит из трех ярусов, оформленных изящными полуколоннами и пилястрами. Ризалит (выступающая вперед часть) главного фасада завершен надстройкой, которую увенчивает фронтон, украшенный тимпаном. Главный портал выполнен из мрамора в стиле барокко, а боковые порталы представляют позднее барокко. Балконы и окна каждого этажа различны по форме и размерам: на нижних этажах — прямоугольные, арочные над боковыми порталами и ризалите, круглые и квадратные на четвертом этаже.
Скульптурный декор главного фасада, в том числе и герб архиепископа Пршиховского, был создан в мастерской Платцера, однако в настоящее время все украшения заменены копиями. Декор других фасадов также представляет собой копии. Интерьеры Архиепископского дворца в большинстве своем представляют позднее барокко, в частности парадная лестница, декорированная пластикой Платцера, камины и люстры в залах. В тронном зале можно увидеть хорошо сохранившиеся гобелены, а в обеденном— старинные портреты пражских архиепископов и другие работы знаменитых художников. На втором и третьем этажах потолки большинства помещений украшены лепниной.
Слева от Архиепископского дворца находится небольшая улочка, ведущая к Штернбергскому дворцу — интересному образцу барочной архитектуры, в строительстве которого в ХVIIХVIII вв. участвовали такие знаменитые архитекторы, как отец и сын Динценгоферы, Д. Мартинелли, Д. Аллипранди.
Во дворце в настоящее время размещается коллекция Национальной галереи, которая состоит из произведений мастеров европейского искусства. Основоположником знаменитой коллекции является граф Йозеф Штернберг, создавший в 1796 г., по примеру западноевропейских аристократов, Общество друзей искусства.
Первая пражская картинная галерея, созданная Штернбергом, постепенно расширялась, и к концу XIX в. в ней находилось уже шедевры таких признанных мастеров, как, Эль Греко, Питер Брейгель, Рембрандт, Гойя и Веронезе, а также лучших чешских художников.
В 1935 г. коллекцию выкупило государство, а в 1945 г. она была включена в состав Пражской Национальной галереи. После того как в 1948 г. к власти в Чехии пришли коммунисты, галерея значительно расширилась за счет конфискации произведений искусства у частных лиц. Многие из этих работ в настоящее время возвращены наследникам прежних владельцев по закону о реституции 1990 г.
Читайте: |
---|
Легенды Чехии:
Рудольф и ФаустПрага, древняя столица магического искусства , как назвал ее сюрреалист Бретон, привлекала не только архитекторов, ученых, астрономо... |
Великая Моравия - первое славянское государство на территории ЧехииГудзь-Марков Алексей Викторович История славян Славяне центра и востока Европы, как мы помним, в 454 - 560 гг. переживали эпоху от... |
More in: История и легенды |